Методика работы с юридическим документом на уроках обществознания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Некоторые считают, что изучение права может осуществляться исключительно на основе первоисточников (например, законов). Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования правовых знаний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д.
Использование документов может осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма.
У учеников активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Учитель может цитировать документ. Работа с источниками права должна постепенно усложняться.
Можно выделить следующие этапы работы с документом :
Учитель дает образец разбора документа.
Ученики анализируют документ под руководством учителя.
Работают под руководством учителя и самостоятельно.
Самостоятельно изучают документ в классе и дома. Ученики могут сами сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д.
Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике.
На уроках юридический документ может использоваться и учителем, и обучаемыми. Предположим, рассматривая тему о способах и правилах защиты своих прав, учитель может показать, как составляется исковое заявление в суд, зачитать отдельные реквизиты этого документа. В другом случае ученикам раздаются отдельные исковые заявления, работая с которыми, они должны выделить реквизиты такого документа, показать, что необходимо указывать в нем, и т. д.
При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и прочим), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам.
На уроках необходимо отработать с учениками навыки конспектирования – так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста. В методике обучения праву выработан алгоритм деятельности ученика по конспектированию :
Выпишите название источника, место и год создания.
Прочитайте текст полностью, выберите основные мысли.
Разработайте условные знаки сокращения слов.
Выпишите главные положения текста.
Проанализируйте их содержание.