Методика работы с юридическим документом на уроках обществознания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Некоторые считают, что изучение права может осуществляться исключительно на основе первоисточников (например, законов). Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования правовых знаний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д.
Использование документов может осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма.
У учеников активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Учитель может цитировать документ. Работа с источниками права должна постепенно усложняться.
Можно выделить следующие этапы работы с документом :
Учитель дает образец разбора документа.
Ученики анализируют документ под руководством учителя.
Работают под руководством учителя и самостоятельно.
Самостоятельно изучают документ в классе и дома. Ученики могут сами сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д.
Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике.
На уроках юридический документ может использоваться и учителем, и обучаемыми. Предположим, рассматривая тему о способах и правилах защиты своих прав, учитель может показать, как составляется исковое заявление в суд, зачитать отдельные реквизиты этого документа. В другом случае ученикам раздаются отдельные исковые заявления, работая с которыми, они должны выделить реквизиты такого документа, показать, что необходимо указывать в нем, и т. д.
При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и прочим), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам.
На уроках необходимо отработать с учениками навыки конспектирования – так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста. В методике обучения праву выработан алгоритм деятельности ученика по конспектированию :
Выпишите название источника, место и год создания.
Прочитайте текст полностью, выберите основные мысли.
Разработайте условные знаки сокращения слов.
Выпишите главные положения текста.
Проанализируйте их содержание.