Методика работы с юридическим документом на уроках обществознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Документы Обучение работе этапы работы с документом конспектированию
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Документы – это официальные бумаги, среди которых выделяется множество разновидностей. Особую роль при этом играют законы и нормативно-правовые акты.

Некоторые считают, что изучение права может осуществляться исключительно на основе первоисточников (например, законов). Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования правовых знаний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д.

Использование документов может осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма.

У учеников активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Учитель может цитировать документ. Работа с источниками права должна постепенно усложняться.

Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если школьники ещё ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать деятельность, на что обращается внимание в первую очередь, затем школьники под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой деятельности с документами, выполняя задания.

Можно выделить следующие этапы работы с документом:

  • Учитель дает образец разбора документа.

  • Ученики анализируют документ под руководством учителя.

  • Работают под руководством учителя и самостоятельно.

  • Самостоятельно изучают документ в классе и дома. Ученики могут сами сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д.

Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике.

На уроках юридический документ может использоваться и учителем, и обучаемыми. Предположим, рассматривая тему о способах и правилах защиты своих прав, учитель может показать, как составляется исковое заявление в суд, зачитать отдельные реквизиты этого документа. В другом случае ученикам раздаются отдельные исковые заявления, работая с которыми, они должны выделить реквизиты такого документа, показать, что необходимо указывать в нем, и т. д.

При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и прочим), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам.

На уроках необходимо отработать с учениками навыки конспектирования – так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста. В методике обучения праву выработан алгоритм деятельности ученика по конспектированию:

  1. Выпишите название источника, место и год создания.

  2. Прочитайте текст полностью, выберите основные мысли.

  3. Разработайте условные знаки сокращения слов.

  4. Выпишите главные положения текста.

  5. Проанализируйте их содержание.