... > Методика преподавания истории и обществознания > Организация исследовательской деятельности...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках обществознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Обществознание Выход Главный результат значимой целью исследовательских работ
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Имеются принципиальные отличия между исследованиями на уроках истории и обществознания.

Обществознание — это обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для обозначения в системе социально-гуманитарных наук комплекса учебно-научных дисциплин, изучающих общество и человека в обществе.

«Обществознание» — учебный предмет, который сейчас изучается по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека31.

Содержание обществознания включает специальные знания, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает у учащихся определённые трудности: неверие в свои силы, они не всегда умеют оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, дети оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.

Выход — в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых вопросов. Наиболее эффективной в решении данной проблемы является исследовательская деятельность.

Главный результат — достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:

  • опыт работы с большим объемом информации;

  • опыт проведения презентации;

  • умение оценивать ситуацию и принимать решения;

  • умение работать в коллективе;

  • умение структурировать информацию;

  • умение индивидуально планировать работу;

  • умение работать в команде.

Содержание образования, формы его организации в рамках исследовательской деятельности должны способствовать формированию мышления школьников, способности работать с источниками, извлекать и анализировать социальную информацию.

Цели обществоведческого образования в России должны быть переосмыслены с учетом глобального контекста и российской самобытности.

Наиболее значимой целью обществоведческого образования является не воспроизводство, репродукция содержания школьных курсов обществознания, а формирование мышления школьников, опыта работы с информацией.

Содержание обществоведческого образования при переходе к модели образования, основанной на исследовательской деятельности, должно быть детально скоординировано с интерактивными методами обучения.

Представленные ниже темы исследовательских работ по обществознанию для 7 класса дают возможность учащимся самостоятельно ознакомиться с интересующими вопросами, подробнее изучить их историю и теорию, а также прийти к самостоятельным умозаключениям по теме, подтвержденным авторитетными источниками или фактами.

Темы исследовательских работ по обществознанию для учащихся 7 класса:

  • Политика и ее влияние на жизнь современного общества.

  • Преступность несовершеннолетних.

  • Проблема выбора жизненного пути.

  • Психологический портрет подростка.

  • Развитие и формирование личности.