Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках обществознания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Имеются принципиальные отличия между исследованиями на уроках истории и обществознания.
«Обществознание» — учебный предмет, который сейчас изучается по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека31.
Содержание обществознания включает специальные знания, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает у учащихся определённые трудности: неверие в свои силы, они не всегда умеют оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, дети оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.
Главный результат — достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:
опыт работы с большим объемом информации;
опыт проведения презентации;
умение оценивать ситуацию и принимать решения;
умение работать в коллективе;
умение структурировать информацию;
умение индивидуально планировать работу;
умение работать в команде.
Содержание образования, формы его организации в рамках исследовательской деятельности должны способствовать формированию мышления школьников, способности работать с источниками, извлекать и анализировать социальную информацию.
Цели обществоведческого образования в России должны быть переосмыслены с учетом глобального контекста и российской самобытности.
Наиболее
Содержание обществоведческого образования при переходе к модели образования, основанной на исследовательской деятельности, должно быть детально скоординировано с интерактивными методами обучения.
Представленные ниже темы исследовательских работ по обществознанию для 7 класса дают возможность учащимся самостоятельно ознакомиться с интересующими вопросами, подробнее изучить их историю и теорию, а также прийти к самостоятельным умозаключениям по теме, подтвержденным авторитетными источниками или фактами.
Темы исследовательских работ по обществознанию для учащихся 7 класса:
Политика и ее влияние на жизнь современного общества.
Преступность несовершеннолетних.
Проблема выбора жизненного пути.
Психологический портрет подростка.
Развитие и формирование личности.