... > Методика преподавания истории и обществознания > Организация исследовательской деятельности...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

истории и обществознания (ФГОС) исследовательским основным принципом
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Уроки истории и обществознания являются основой школьного гуманитарного образования обучающихся. На сегодняшний день, современный мир просто утопает в различной информации, предоставляя массу различных исторических фактов из самых разнообразных источников. Однако, не всегда даже учитель способен определить достоверность этих источников, а что уж говорить об учениках. В современной геополитической ситуации мы можем наблюдать, как зарубежные средства массовой информации пытается оперировать историческими фактами в своих целях, используя это против России и ставя под сомнения достоверность этих самых фактов или отвергая их вовсе. Известно, что история — наука, наиболее подверженная политизации. Ученики, имея постоянный открытый доступ к информации, подвержены риску получить недостоверную историческую информацию и, тем самым, могут легко поддаться этому негативному влиянию. Поэтому, именно на плечи учителя истории и обществознания ложится ответственность за реальную и достоверную информацию.

Но это и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) истории и обществознания. Учитель истории и обществознания должен учесть все особенности современного урока истории или обществознания в условиях перехода на ФГОС.

В преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

При использовании исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем ученикам предлагается наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Ничего не комментируя, предлагается учащимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.

Работа над исследовательским проектом проходит по следующей схеме:

  • Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта обычно делают во время изучения большой темы.

  • Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

  • Распределение задач по группам, поиск информации.

  • Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.

  • Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

  • Промежуточное обсуждение полученных данных.

  • Презентация проектов.

  • Коллективное обсуждение. Выводы.

При этом основным принципом является — использование исследовательских проектов разных типов, например:

  • Исследовательские проекты: «Почему падает активность избирателей на выборах?» и т.д.

  • Творческие проекты (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, реферат и т.д.) — «Безумству храбрых- поем мы песню…», «Мораль без политики бесполезна, политика без морали безнравственна».

  • Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении, проблеме) — «Память храня» (о Великой Отечественной войне).

Работая над подготовкой проектов, учащиеся заранее знакомятся с критериями оценки или участвуют в их разработке (в сильных классах, например, в профильных). Разрабатывается памятка для учащихся по критериям оценки.

Работая над проектом, учащиеся проводят социологические опросы, составляют схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историографическими источниками. Все это позволяет формировать критическое и творческое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально-активной личности.