Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Уроки
Но это и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
В преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
При использовании исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем ученикам предлагается наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Ничего не комментируя, предлагается учащимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.
Работа над исследовательским проектом проходит по следующей схеме:
Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта обычно делают во время изучения большой темы.
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
Промежуточное обсуждение полученных данных.
Презентация проектов.
Коллективное обсуждение. Выводы.
При этом основным принципом является — использование исследовательских проектов разных типов, например:
Исследовательские проекты: «Почему падает активность избирателей на выборах?» и т.д.
Творческие проекты (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, реферат и т.д.) — «Безумству храбрых- поем мы песню…», «Мораль без политики бесполезна, политика без морали безнравственна».
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении, проблеме) — «Память храня» (о Великой Отечественной войне).
Работая над подготовкой проектов, учащиеся заранее знакомятся с критериями оценки или участвуют в их разработке (в сильных классах, например, в профильных). Разрабатывается памятка для учащихся по критериям оценки.
Работая над проектом, учащиеся проводят социологические опросы, составляют схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историографическими источниками. Все это позволяет формировать критическое и творческое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально-активной личности.