Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках истории и обществознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Обществознание ведущих педагогов самостоятельная работа организации уровни самостоятельности классификации самостоятельных
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

На уроках истории задания должны быть ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у школьников умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Достижение этого немыслимо без изучения документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Уроки истории, построенные на самостоятельной работе учащихся с информацией, являются более успешными, если в их основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Обществознание – один из сложнейших школьных предметов, требующий от учащихся запоминания большого объема информации, умения логически мыслить, анализировать информацию из различных источников.

Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. В связи с этим особую важность приобретает проблема взаимодействия человека и общества. Перед учителем истории и обществознания стоит чрезвычайно важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьников историческими знаниями, но и уметь строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить и рассуждать. Большое значение в данной ситуации имеет самостоятельная работа учащихся.

Как мы знаем, в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов, самостоятельной работе учащихся отводится важная роль. В педагогической литературе существует различное толкование самостоятельной работы. Один из ведущих педагогов Пидкасистый П. И. в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» он рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее, как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации». 

В педагогическом энциклопедическом словаре самостоятельной работе дается следующее определение: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». 

Педагог-психолог Зимняя И.А. определяет, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе.

Как видно из приведенных выше определений и толкований, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью учащихся.

Итак, самостоятельная работа учащихся – это:

  • индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя;

  • вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

  • фронтальной — учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение на заданную тему;

  • групповой — для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);

  • парной — например, составление вопросов и ответов;

  • индивидуальной — каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Целесообразно выделить следующие уровни самостоятельности учащихся в ходе учебной деятельности:

  • Простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно формирует ответ на поставленный вопрос. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует имеющийся у него образец. Если же на вопрос нет материала в учебники с совпадающими словами, то он ответить не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от поиска ответа на новый вопрос под предлогом того, что, а в учебнике этого не было.

  • Вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения поставленной задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные такие операции как сравнение и анализ. Анализируя условие указанные в вопросе, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

  • Частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил и предписаний при поиске ответа на поставленный вопрос формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос исторических, социальных принципов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.

    Высший, четвёртый уровень самостоятельноститворческая самостоятельность. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. Это находит выражение в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке.

Существуют различные классификации самостоятельных работ по:

  • форме задания (на узнавание, воспроизведение, преобразование, выбор и творческие);

  • по охвату учащихся (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные);

  • по оформлению ответов (устно, письменно, схематически и т.д.);

  • по месту выполнения (на уроке, вне урока);

  • по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);

  • по уровню самостоятельности продуктивной деятельности (от воспроизведения самостоятельной работы по образцу до самостоятельных творческих работ).