Особенности преподавания истории и обществознания в разных возрастных группах обучающихся
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Особенности преподавания обществознания
В стандарте (примерной программе по предмету) прописаны цели обществоведческого образования в школе, а также требования к результатам обучения и освоения содержания курса обществознания. Возникают проблемы: как соотносятся высокие требования к результатам с (а) учебниками, уровнем познавательной активности учащихся (на первом месте Интернет, на втором - книги); (б) низким уровнем подготовки учителя к ведению предмета; (в) необходимостью сдачи ЕГЭ.
Обществознание в школе изучается по концентрам. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах. Каков же принцип отбора содержания материала?
В 5 классе упор делается на нравственные аспекты межличностных отношений.
Задачи курса 6 класса — это формирование у учащихся первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Ученики получают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в.
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни.
Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры – происходит в 8–9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. При этом в учебных планах большинства школ обществознание занимает скромное место: на него в основном отводится 1 час в неделю, лишь в 10-м или 11-м классах – 2 часа в неделю.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Эти темы изучаются более углубленно.
Особенности преподавания истории
Следует отметить, что успех в решении задач невозможен без учета также и возрастных особенностей учащихся - IV-V классов (детей), VI-VII классов (подростков) и VIII - XI классов (юношей). Кроме этого -I-IV классы - младшие классы, V-VIII -средние, IХ-ХI классы - старшие.
IV класс — простейший подход к изучению истории.
Отсутствие определений, понятий и категорий. Понятия лишь называются и объясняются на основе знаний или опыта детей; За весь год заучивается десяток дат; Эпизодические рассказы подготавливают детей к систематическому курсу.
V-VII классы — систематический курс. Раскрываются частноисторические, а с VII класса - и общеисторические понятия. Определения не чисто теоретические, а часто строятся на сравнении, противопоставлении.
VIII класс — продолжается тот же курс, но начинается раскрытие наиболее сложных понятий - социологических.
В учебной работе с IХ-ХI классами всё чаще используется не урочная форма.
Поощряется выстраивание причинно-следственных связей;
Понятийный аппарат становится предметом строгого контроля;
Формируется осознание собственной позиции в жизни.
Также значительно больше внимания уделяется формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной работы. Воззрения и идеалы нельзя выучить по учебнику - они вырабатываются в процессе самостоятельного мышления.