Понятие о развивающем обучении. Развитие познавательных процессов
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Понятие
В 30-е годы ХХ века Л.С. Выготским были заложены теории основы развивающего обучения в педагогике. Он рассматривал проблемы соотношения развития и обучения. В это же время О. Зельц провел эксперимент, показывающий влияние обучения на умственное развитие учащихся. На тот период имелись три подхода для решения данного вопроса.
Первый подход (З. Фрейд, Ж. Пиаже, А. Гезелл) опирался на рассмотрение развития человека, не зависящего от обучения, которое расценивалось в качестве процесса, согласованного с ходом развития человека. Обучение не принимало участие в процессе развития. Исходя из данной теории, развитие должно было происходить циклично, а созревание определенных функций совершалось намного ранее, чем школа приобщает к некоторым навыкам и знаниям ребенка. Циклы развития всегда предшествовали циклам обучения.
Второй подход (по У. Джеймсу, Э. Торндайку и другим) говорил о сравнении обучения с развитием, которое понималось в качестве накопления человеком различных привычек в течение обучения. Сторонники полагали на то, что любое обучения считалось развивающим для ребенка.В третьем подходе (по К. Коффке и другим) пытались преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие в данном подходе понималось в качестве процесса, не зависящего от обучения, но само обучение являлось равным развитию. В течение обучения, учащиеся овладевали новыми формами поведения и отношениями.
Последователи данного подхода считали, что развитие делает возможным процесс обучения, который стимулирует процесс развития. Теория полагает независимость развития и обучения, но с другой стороны говорит об их взаимосвязи.
Но Л.С. Выготский не соглашался на предложенные теории, поэтому занялся формированием своей гипотезы о соотношении обучения и развития. По Выготскому имеется единство, но не равенство процессов обучения и внутреннего хода развития.
При обосновании своей гипотезы Выготский определил содержание основного генетического закона развития психических функций человека, который и служил базисом предложенной им теории.
Он полагал двухразовое появление высшей психической функции в развитии детей – это нормально, первый в качестве коллективной деятельности, второй – индивидуальной деятельности.
Развитие познавательных процессов
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
Ребёнок постепенно достигает социальной зрелости (усваивает нормы общества, включается во взрослую жизнь, наступление которой зависит от экономических и культурных условий. Живя в настоящем, он своей внутренней позицией обращен в будущее, в самостоятельную жизнь.