Школьный учебник истории
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В значительно расширившемся информационном пространстве школьных курсов учебник истории в его традиционной форме может и должен сохранять свою образовательную миссию. Тем не менее, роль учебника приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, фактов и их интерпретаций. Необходимы рекомендации для работы с Интернет-ресурсами, поэтому новый учебно-методический комплекс должен служить «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве.
Немаловажно включить в состав учебно-методического комплекса исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.
Новый
Названные материалы должны быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях. В зависимости от ступени обучения и возраста учащихся состав комплекта может варьироваться.
Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя:
нормативные документы и программно-методические материалы, включая историко-культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, примерную программу по истории;
тематическое планирование;
предметные и курсовые методические пособия.
При изучении истории в школе используются также настенные или экранные карты, хронологические таблицы, иллюстрации; обучающие и контрольные (тестирующие) программы; энциклопедии и справочные материалы; электронные книги; мультимедийные альбомы и др.
Современный учебник истории , составляющий ядро учебно-методического комплекта, должен быть:
универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации;
средством развития познавательной деятельности, ресурсом личностного становления учащихся.
Содержание учебника должно включать мировоззренческо-ценностные и познавательно-методологические компоненты.
Современный учебник истории:
должен содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания;быть комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные материалы; справочный аппарат – хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.). При этом акцент в учебнике должен быть сделан на презентацию не готовых авторских суждений, а определенного набора фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить суждения;
стимулировать познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий);
быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.). Важнейшая рубрика по каждому параграфу должна служить навигатором в научно-образовательном пространстве по истории;
быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе, учитывать их возрастные особенности).
Учебник должен содержать предварительное обобщение (в форме введения, соотносимого по объему с параграфом), в котором рассматривается место курса в системе школьного исторического образования, представляется и обосновывается план дальнейших действий. Число параграфов должно быть примерно на треть меньше числа часов, отведенных на изучение курса (это позволит выделить время на другие виды деятельности, а не только на работу с учебником).
В начале каждого параграфа должен быть задан и мотивирован главный вопрос параграфа (урока). Содержание параграфа призвано помочь ученику сформулировать свой вариант ответа на этот вопрос о подобрать необходимые аргументы.
Учебно-методический комплекс для старших классов не должен содержать готовых решений, а призван стимулировать потребность учащихся к формированию самостоятельных суждений.
Основу предлагаемой в учебнике познавательной модели составляют требования к подготовке школьников по истории (см. образовательные стандарты и примерные программы по истории, принятые в 2010 – 2012 гг.).
Для организации познавательной деятельности школьников в учебник включаются следующие компоненты:
дидактическое введение (о том, как работать с учебником);
система вопросов и заданий для учащихся;
элементы методических рекомендаций.
Дидактическая система современного учебника предполагает:
включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.;
использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.;
дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении.
В учебнике отечественной истории именно в дидактическом блоке, посредством специальных заданий предусматривается обращение школьников к изучению локальной истории, истории своей семьи, собиранию устной истории. Эти компоненты содержания способствуют формированию способности школьников применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале, органичному включению его в историю Отечества.
Школьный учебник истории играет важную роль в образовательной системе, поэтому требования к нему должны быть высокими. Учебник должен быть надежным и точным источником информации, который предоставляет студентам полное представление о прошлом.
Наконец, учебник должен быть структурированным и организованным. Он должен иметь понятную последовательность тем и глав, чтобы ученики могли легко следовать материалу и строить связи между различными событиями.
Соблюдение этих требований позволит создать качественный школьный учебник по истории, который будет способствовать глубокому пониманию прошлого учащимися и развитию их аналитических навыков.