Школьный учебник обществознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Учебник Во-первых И в-третьих В-седьмых

Учебник — основа учебно-методического комплекта по обществознанию. В новых учебниках учтены как требования, вытекающие из условий развития России и мира в начале XXI в., так и опыт создания учебников по обществознанию в условиях коренных перемен и российском обществе, произошедших в 90-е гг.

На макроуровне содержание всего комплекса учебников с б по 11 класс можно представить в виде перечня «сквозных» линий (блоков), которые концентрируют учебный материал о: 1) обществе в целом, 2) человеке; 3) познании; 4) экономике; 5) политике, 6) социальной сфере; 7) сфере культуры; 8) праве.

Создание новых учебников, отражающих как социальные трансформации конца XX в., так и соответствующие изменения в сфере научного обществознания, потребовали определения исходных позиций, принципиально отличающихся от тех, на которых создавался учебник «Обществоведение» 60-80-х гг.

  • Во-первых, изменились цели обществоведческого образования. Направленность учебников определяется теперь не партийной идеологией (например, задачами «воспитания преданности делу коммунизма», классо­вого подхода и т. п.), а той системой гуманистических и демократических ценностей, которая лежит в основе главного общегражданского документа - Конститу­ции РФ.

  • Во-вторых, присущее обществоведческому курсу изложение в учебниках обобщенных знаний об основных сферах жизни общества происходит на базе всего комплекса общественных наук, включая как при­знанные лишь в 90-х гг. социологию, политологию, культурологию, так и новое содержание экономических и философских исследований.

  • И в-третьих, значительно возрос в содержании учебника объем человековедческой составляющей, где интегрированы существенные элементы философской антропологии и этики, психологии и социологии личности. Учебники в значительной мере развернуты на проблемы человека: внутреннего мира личности, его особенностей и потребностей, отношении человека к природе, самому себе, другим людям, обществу и государству.

  • В-четвертых, идея культуросообразности образования потребовала отражения в содержании учебника не только знаний и учебных умений, но и других элементов культуры: способов деятельности, имеющих универсальный характер, системы ценностей, нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь в обществе, образцов достойного поведения.

  • В-пятых, современные учебники обществознания дают не упрощенную, а многомерную картину жизни человечества, отражающую сложность и противоречивость процессов, протекающих в нем. Они призваны содействовать преодолению существующих в общественном сознании стереотипов однолинейного черно-белого мышления, «простых» решений социальных проблем, представляя многокрасочную палитру общественных явлений, неоднозначную оценку происходящих событий, многообразие путей и форм общественного развития. Такому отображению реального мира способствует использование взаимодополняющих методологических подходов: системного и структурно-функционального, цивилизационного и культурологического и т. п.

  • В-шестых, в учебниках реализуется изложенный выше принцип представления учащимся научных знаний по определенным темам наряду с обозначением актуальных проблем, с которыми встречаются граждане России, включая проблемы личной, частной и общественной жизни, а также глобальные проблемы.

  • В-седьмых, новые учебники должны быть практико-ориентированными.

Школьный учебник по обществознанию играет важную роль в образовательном процессе, поэтому требования к нему должны быть высокими. Он должен быть актуальным, информативным и понятным для учащихся разных возрастных групп.

Общество постоянно меняется, поэтому учебник должен содержать свежую информацию о современных политических, экономических и социальных событиях. Это поможет учащимся лучше понять и анализировать текущие проблемы и вызовы, с которыми сталкивается общество.

В целом, школьный учебник по обществознанию должен быть полным, понятным и актуальным. Он должен способствовать развитию критического мышления студентов и помогать им лучше понять сложные социальные процессы.