Содержание, структура, основные понятия и ведущие идеи культурологического компонента в школьном курсе обществознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Культурологический подход культурологический следующие понятия Основные вопросы Ценностные ориентиры
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Культурологический подход в изучении обществознания как важнейший фактор в объяснении исторических фактов, событий, явлений, процессов.

Культурологический подход дает возможность изучения человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей.

Он подразумевает под собой межпредметную интеграцию, обучающимся нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук и вооружить его ценностно – практическим опытом, погрузить в практику творческой деятельности. В данном случае, обществознание будет считаться интегратором (системообразующим предметом), МХК и история выступят как вспомогательные дисциплины, способствующие расширению, дополнению, углублению и уточнению материала. Центральное место в культурологическом подходе занимает концепция человека.

Исходя из этого, культурологический подход в обучении предполагает решение 3 стратегических задач:

  • Привитие учащимся общечеловеческих ценностей;

  • Создание условий для культурного самоопределения и самоидентификации;

  • Воспитание уважения к культурному наследию человечества.

Культурологический подход работает не только на предметные, но и метапредметные результаты, а именно на личностные, т.е. формируют нравственную культуру школьников

Формирование бережного отношения к культурному наследию – одна из задач курса обществознания. Характеристика многообразия и взаимодействия культур, народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов.

Значительную перспективу для проектирования содержания курса обществознания предоставляют современные культурологические исследования, касающиеся диалога культур в одном историческом пространстве («по горизонтали») и во времени («по вертикали»). Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов.

Выделяют следующие понятия культурологии:

  • Человек в культуре.

  • Пространство и время.

  • Цивилизация.

  • Культурная идентичность.

  • Языки и символы культуры.

  • Ценности и нормы.

  • Ментальное поле культуры.

  • Культурные традиции и инновации.

  • Типология культур (Запад, Восток, Россия и т.д.).

  • Культурные эпохи.

  • Культура в эпоху глобализации.

  • На уроках обществознания культура изучается как результат человеческой деятельности в процессе развития общества.

Основные вопросы культурологи:

  • Как познать человека иной культуры (жившего в прошлом и живущего в настоящем).

  • Как понять человека иной культуры – как предположить, предугадать, предусмотреть его мысли, действие, поведение и т.д.

  • Как вступить в диалог с человеком иной культуры (как осуществить диалог культур – межкультурную коммуникацию).

Ценностные ориентиры культурологического подхода:

  • Гуманистические ценности.

  • Непреходящая ценность культурного разнообразия и многообразия как залог выживания человечества.

  • Признание безусловного равенства культур как адекватных программ жизнедеятельности людей.

  • Ценность толерантного, ненасильственного взаимодействия и конструктивного разрешения конфликтов.

  • Ценность взаимного обогащения культур и становления новых видов культурных ценностей.

  • Ценность культуротворчества.

Обществознание формирует в сознании школьников целостную картину мира, развивает интерес к культурному своеобразию и взаимодействию этносов, воспитывает толерантность в гуманитарной и религиозной сферах.

Важность культурологического воспитания в процессе преподавания и изучения предметов гуманитарного цикла вытекает из самой сущности культуры и необходимости присвоения её ценностей и норм подрастающим поколением.

Культурология играет важную роль в школьном курсе обществознания. Она предоставляет учащимся возможность понять и анализировать различные культурные явления, процессы и ценности, которые оказывают влияние на общество.

Включение культурологии в учебный план дает школьникам возможность развивать свои знания о многообразии культурных традиций как нашей страны, так и других стран мира. Это помогает формированию толерантного отношения к разным культурам и способствует развитию культурной коммуникации.

Изучение культурологии также способствует осознанию собственной национальной идентичности, а также формированию гражданской активности и ответственности. Ученики приобретают знания о значимых личностях, событиях из разных областей жизни — литературы, искусства, музыки, архитектуры — что расширяет их горизонты мышления.

Таким образом, включение культурологии в школьный курс обществознания является необходимым шагом для формирования учащихся грамотных и осознанных граждан, способных к анализу и пониманию сложностей современного мира.