Содержание, структура, основные понятия и ведущие идеи философского компонента в школьном курсе обществознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

философский блок Функции философии Содержательная линия понятийном мышлении

Существует набор специфических для преподавания обществознания трудностей. Информативные особенности самого курса обществознания, которое включает в себя знания, составляющие предмет отдельных наук: философии, социологии, правоведения, политологии, культурологии, психологии, теории коммуникаций, экономики. На практике это может приводить к фрагментарному изучению перечисленных дисциплин, в результате отсутствует системное понимание картины мира и социума. Несмотря на наработанный учителями истории и обществознания комплекс продуктивных методик, возникает противоречие между усиленным вниманием к компетентностному подходу и необходимостью продемонстрировать знания по предмету для успешной сдачи ЕГЭ. Обществознание относится к одной из популярных дисциплин, которую выбирают для сдачи на государственной итоговой аттестации. Идёт тенденция к повышению пороговых значений, прохождение которых обеспечивает позитивную оценку и сданный экзамен, вузы страны с каждым годом повышают проходной балл, в КИМы включаются олимпиадные задания. Таким образом, подготовка к ЕГЭ по обществознанию – это серьёзная работа, успешности которой может способствовать мотивированность учащегося.

Особое место в содержании обществознания занимает философский блок. В последние годы идет активная полемика по теме необходимости преподавания философии в школе. Обсуждаются кадровые проблемы, сложность преподаваемой дисциплины, востребованность полученных знаний. Всё это конечно важно, но в малой степени способствует решению практических задач, с которыми сталкивается учитель обществознания в своей педагогической деятельности. Обществознание в школе на любой ступени обучения (основная школа, старшая школа) – интегративная дисциплина, это «мировоззренческий» предмет, особенно на профильном уровне. Актуальность осмысления и присвоения учащимися философских знаний доказывается соотношением требований к уровню подготовки обучающихся в результате изучения обществознания на профильном уровне и функций философии как научной дисциплины.

Требований к уровню подготовки обучающихся

 Функции философии

Ученик должен Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

 

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

 

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

 

Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

 

 

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

 

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

 

 

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Содержательная линия учебной дисциплины «обществознание» предполагает изучение учащимися следующих философских дисциплин, без которых невозможно системное понимание картины мира и социума:

  • онтологии (учения о бытии);

  • гносеологии (учения о познании);

  • диалектики (учения о развитии);

  • аксиологии (теории ценностей);

  • герменевтики (теории понимания и толкования знаний).

Философия играет важную роль в школьном курсе обществознания, предоставляя учащимся возможность развивать свои мыслительные навыки и критическое мышление. Она помогает ученикам понять глубинные принципы и ценности, лежащие в основе общественных систем и институтов.

Философия также способствует формированию морального компаса учащихся, помогая им размышлять о правильности и этических аспектах различных ситуаций. Это поможет им принимать информированные решения и избегать потенциальных ошибок или негативных последствий.

Кроме того, философия позволяет ученикам изучать различные системы мировоззрения и культурные традиции, что способствует более глубокому пониманию и толерантности к другим людям и культурам.

Обществознание как школьная дисциплина базируется на понятийном мышлении. В курсе обществознания изучается множество понятий. Среди них есть очень широкие по объему: например, «общество», «культура», «цивилизация», «общественный строй», «социальный институт», «социальная норма» и др. Признаки большинства таких понятий устанавливаются путем теоретического анализа и часто носят довольно абстрактный характер. В состав курса входят и частные понятия, охватывающие часть общих: «индустриальное общество», «западная цивилизация», «моральная норма» и др. Используются и сравнительно небольшие по объему понятия: «демографическая группа», «налоги», «государственный долг» и др., имеющие при этом набор вполне конкретных отличительных признаков. Понятие как форма мысли обобщенно отражает предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств и признаков, которые называют основными. Эти признаки составляют основу качественной определенности изучаемого явления и фиксируются в определении (дефиниции) понятия. Понятие выступает своеобразным строительным материалом, в рамках которого происходит накопление и оформление знания, полученного в ходе познавательного процесса, а любая отрасль науки или учебная дисциплина будет обладать своим «понятийно-категориальным аппаратом» — системой законов, категорий (наиболее общих, фундаментальных понятий) и принципов, определяющих ее предметную область. В формальной логике (добавляется ещё одна философская дисциплина), которая специально занимается изучением понятий, выделяют такие их характеристики, как содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых данным понятием. Объем понятия — это то множество предметов, которые охватываются данным понятием. Между объемом и содержанием понятий существует обратная зависимость: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Такая зависимость вполне объяснима: чем на большую группу предметов мы распространяем понятие, тем труднее найти признаки, присущие каждому предмету из данной группы.

В целом, философия является неотъемлемой частью школьного курса обществознания, поддерживая развитие мыслительных навыков учеников, формируя моральный компас и расширяя их культурное понимание.