Содержание, структура, основные понятия и ведущие идеи социологического компонента в школьном курсе обществознания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В настоящее время в России осуществляется реформа всей системы образования. Одно из важных направлений этой реформы – изменение целей образования, его переориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей, личностей.
Социология одна из самых молодых и, при этом, самых бурно развивающихся современных наук. И хотя еще несколько лет тому назад слова «социолог» и «социология» воспринимались без понимания, а, порой, даже настороженно, сегодня социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов-экспертов можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газете, наконец, можно и самому оказаться участником опроса. Социология изучается как часть обществознания.
Значение социологии как науки обусловлено возрастающими требованиями к личности специалиста любого профиля, к его интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке.
Цели социологического компонента:
способствовать определению учащимися правильности выбора социологического профиля обучения;
сформировать социальное мышление учащихся, понимание ими социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей решения;
помочь учащимся разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности и регуляции общественных отношений;
получить представление о вопросах, без которых трудно объяснить поведение людей в различных жизненных ситуациях;
сформировать умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения познавательных и практических задач.
Задачи реализуется посредством решения ряда задач:
знакомство учащихся с общими представлениями о социологии;
формирование у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству;
воспитание гражданственности, социальной ответственности, толерантности.
Содержание социологического компонента представляет собой возможность помимо формирования общеучебных умений на основе обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки:
анализировать и сопоставлять факты;
описывать результаты полученной информации;
выдвигать гипотезы;
представлять полученную информацию в виде таблиц, графиков и презентаций;
делать выводы;
обсуждать полученные данные и участвовать в дискуссии.
Методика работы с учащимися предполагает следующие формы и приемы:
лекции;
исследовательская работа (выяснение неясных вопросов, опрос, анкетирование), планирование учебных действий, сбор данных, анализ и синтез собранных данных, выступление с сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, прверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;
беседы;
семинары;
практические занятия;
индивидуальная работа;
работа в группах.
Основная деятельность учащихся направлена на:
усвоение знаний по основам социологии;
овладение умениями обрабатывать и оформлять полученную информацию;
овладение и закрепление умения делать выводы и прогнозировать.
Среди учебных и вспомогательных материалов используются:
учебная программа по обществознанию (9 кл.);
различные словари, справочники, электронные пособия.
Основными методами преподавания и учения в образовательном процессе являются:
объяснительно-иллюстративный;
побуждающий;
практический;
поисковый (исследовательско-познавательный).
Виды деятельности учащихся: разработка и оформление вопросов для анкеты и исследования, подготовка презентаций, проведение опросов и исследований, представление результатов проделанной работы.
Социология играет важную роль в школьном курсе обществознания, предоставляя учащимся ценные знания о функционировании общества и его структуре. Включение социологии в учебный план помогает школьникам развить критическое мышление, аналитические навыки и понимание сложных социальных процессов.
Изучение социологии в школе даёт возможность ученикам понять, какие факторы формируют общество, какие социальные группы существуют и как они взаимодействуют друг с другом. Это помогает им осознать свою роль в обществе и принимать правильные решения.
Знания социологии также могут быть полезными для будущей профессиональной деятельности учеников. Они могут применять свои знания о социальных явлениях и процессах при работе в различных сферах, таких как маркетинг, политика или право.
В целом, изучение социологии в школьном курсе обществознания помогает формированию основательного понимания сложностей и динамики современного общества, что является важным для развития гражданской ответственности и активности учеников.