Содержание, структура, основные понятия и ведущие идеи социологического компонента в школьном курсе обществознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Социология Цели Задачи Содержание Методика Основная деятельность вспомогательных материалов Основными методами

В настоящее время в России осуществляется реформа всей системы образования. Одно из важных направлений этой реформы – изменение целей образования, его переориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей, личностей.

Социология одна из самых молодых и, при этом, самых бурно развивающихся современных наук. И хотя еще несколько лет тому назад слова «социолог» и «социология» воспринимались без понимания, а, порой, даже настороженно, сегодня социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов-экспертов можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газете, наконец, можно и самому оказаться участником опроса. Социология изучается как часть обществознания.

Социология не только высокодоходная и престижная профессия, она – одна из самых интересных сфер человеческой деятельности. Однако знание социологии необходимо не только будущим профессионалам. Практически вся жизнь человека проходит в обществе, и, в конечном счете, от его отношений с окружающим социальным миром зависит и его профессиональный успех, и личное счастье, да и вообще практически все. Но умеем ли мы взаимодействовать с этим миром? Знаем ли мы, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, как их предвидеть, формировать, или, напротив, как их избегать? Разве редко бывают случаи, когда, казалось бы, совершенно мирная ситуация в трудовом коллективе, в семье, или дружеской кампании буквально взрывается конфликтом?

Значение социологии как науки обусловлено возрастающими требованиями к личности специалиста любого профиля, к его интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке.

Цели социологического компонента:

  • способствовать определению учащимися правильности выбора социологического профиля обучения;

  • сформировать социальное мышление учащихся, понимание ими социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей решения;

  • помочь учащимся разобраться в сложных социальных системах, социальных институтах, которые создаются людьми для обеспечения своей жизнедеятельности и регуляции общественных отношений;

  • получить представление о вопросах, без которых трудно объяснить поведение людей в различных жизненных ситуациях;

  • сформировать умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения познавательных и практических задач.

Задачи реализуется посредством решения ряда задач:

  • знакомство учащихся с общими представлениями о социологии;

  • формирование у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству;

  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, толерантности.

Содержание социологического компонента представляет собой возможность помимо формирования общеучебных умений на основе обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки:

  • анализировать и сопоставлять факты;

  • описывать результаты полученной информации;

  • выдвигать гипотезы;

  • представлять полученную информацию в виде таблиц, графиков и презентаций;

  • делать выводы;

  • обсуждать полученные данные и участвовать в дискуссии.

Методика работы с учащимися предполагает следующие формы и приемы:

  • лекции;

  • исследовательская работа (выяснение неясных вопросов, опрос, анкетирование), планирование учебных действий, сбор данных, анализ и синтез собранных данных, выступление с сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, прверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;

  • беседы;

  • семинары;

  • практические занятия;

  • индивидуальная работа;

  • работа в группах.

Основная деятельность учащихся направлена на:

  • усвоение знаний по основам социологии;

  • овладение умениями обрабатывать и оформлять полученную информацию;

  • овладение и закрепление умения делать выводы и прогнозировать.

Среди учебных и вспомогательных материалов используются:

  • учебная программа по обществознанию (9 кл.);

  • различные словари, справочники, электронные пособия.

Основными методами преподавания и учения в образовательном процессе являются:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • побуждающий;

  • практический;

  • поисковый (исследовательско-познавательный).

Виды деятельности учащихся: разработка и оформление вопросов для анкеты и исследования, подготовка презентаций, проведение опросов и исследований, представление результатов проделанной работы.

Социология играет важную роль в школьном курсе обществознания, предоставляя учащимся ценные знания о функционировании общества и его структуре. Включение социологии в учебный план помогает школьникам развить критическое мышление, аналитические навыки и понимание сложных социальных процессов.

Изучение социологии в школе даёт возможность ученикам понять, какие факторы формируют общество, какие социальные группы существуют и как они взаимодействуют друг с другом. Это помогает им осознать свою роль в обществе и принимать правильные решения.

Знания социологии также могут быть полезными для будущей профессиональной деятельности учеников. Они могут применять свои знания о социальных явлениях и процессах при работе в различных сферах, таких как маркетинг, политика или право.

В целом, изучение социологии в школьном курсе обществознания помогает формированию основательного понимания сложностей и динамики современного общества, что является важным для развития гражданской ответственности и активности учеников.