Этапы усвоения знаний и умений, их характеристика

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Усвоение теоретического материала Осмысление понимание Узнавание Воспроизведение Применение Творчество Усвоение навыков и умений
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

На первой стадии происходит восприятие, осмысление и за­поминание изучаемого материала, или усвоение теоретических знаний.

На второй стадии осуществляется выработка умений и навы­ков по применению этих знаний на практике, что требует организа­ции специальных тренировочных упражнений.

Третья стадия связана с дальнейшим повторением и углубле­нием знаний по изучаемому материалу, их закреплением и совер­шенствованием практических умений и навыков.

Иначе говоря, чтобы учащийся овладел изучаемым материалом, ему необходимо осуществить полный цикл учебно-познавательных действий: воспри­ятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, за­поминание, упражнение в применении усвоенной теории на практике и затем повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний, умений и навыков. 

Усвоение теоретического материала.

Процесс этот начина­ется с восприятия изучаемого материала. Сущность данного познава­тельного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств воспринимают внешние свойства, осо­бенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Результатом восприятия является формирование представлений как низшей формы знаний.

  • Осмысление в общем плане есть такая мыслительная деятельность чело­века, в процессе которой он раскрывает сущность познаваемых (изучае­мых) предметов и явлений и формирует научные понятия. 

  • Осмысле­ние — это всегда работа мысли. Результатом, осмысления является понимание изучаемого материала и образование понятий. Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации. 

  • Узнавание. Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие). 

  • Воспроизведение. Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной. 

  • Применение. Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное. 

  • Творчество. Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию. 

Усвоение навыков и умений.

  • сообщение ориентировочной основы деятельности;

  • усвоение основы деятельности;

  • формирование мотивации на выполнение деятельности;

  • демонстрация того, как надо действовать;

  • воспроизведение обучающимся показанных операций;

  • закрепление формируемого действия;

  • выполнение действия в новых условиях.