... > Психология и педагогика > Факторы развития личности

Факторы развития личности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Факторы формирования личности определяются состояние социальной среды факторами формирования личности В группу социальных факторов Воспитание как фактор Задача воспитания Факторы развития и формирования личности фактор воспитания
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Факторы формирования личности определяются положением человека в обществе, на производстве, в быту, в семье, его трудовой и общественной активностью, его отношением к Родине, труду, обществу, окружающим людям, к самому себе. Среда, в которой человек живет, обусловлена социальной политикой. В обществе, основанном на эксплуатации, наживе, угнетении, формируются и соответствующие качества личности: индивидуализм, покорность, смирение и пр.

В обществе состояние социальной среды обусловлено гуманными принципами, экономической политики: заботой о человеке, об удовлетворении его материальных и духовных потребностей воспитания. Все это создает предпосылки положительного влияния среды. Воздействие факторов может быть преднамеренным и непреднамеренным, стихийным, управляемым и неуправляемым, объективным и субъективным, долговременным, благоприятным и неблагоприятным, запрограммированным и случайным, необходимым и возможным.

Общественный строй, политика государства, труд, наука, школа, обучение и воспитание, искусство и литература, спорт и физкультура, условия труда и отдыха, быта, семья становятся факторами формирования личности. Человек активно воздействует на окружающие условия, обстоятельства жизни.

В группу социальных факторов входят такие, как искусство и литература, телевидение, радио, кино, печать, спорт. Специфика действия этих факторов обусловлена тем, что человеку предоставляется возможность всестороннего развития своих интересов. А как он будет использовать эти возможности, зависит, в конечном счете, от него самого. В разной степени люди знакомы с научной литературой, искусством, спортом, а потому и формируемые качества личности у них различны.

Воспитание как фактор учитывает всю совокупность действующих на человека факторов. Воспитание не может отменить ни один из факторов формирования личности. Задача воспитания реализовать до уровня сформированности качеств личности действие благоприятных факторов и снизить до нуля влияние неблагоприятных факторов.

Воспитание создает программу формирования качеств личности на основе закономерностей развития человека. Чем глубже воспитание опирается на закономерности развития и формирования личности, тем оно плодотворнее.

Факторы развития и формирования личности не проявляются изолированно, а действуют всегда в комплексе, в системе, причем на отдельных этапах развития преобладающее влияние оказывают биологические факторы становятся условиями их реализации. Например, к концу первого года жизни у ребенка появляется речь. Нельзя ребенка научить речи раньше положенного срока. Однако эта биологическая закономерность проявляется только в условиях воздействия социального фактора воспитания. Ребенок должен слышать человеческую речь постоянно, систематически, речь четкую, эмоционально выраженную, звучащую для ребенка. Тогда благодаря его вниманию, через копирование и подражание возникают соответствующие, наследственно запрограммированные этапы развития.

В других условиях ведущим становится фактор воспитания, например формирование патриотических убеждений и чувств. Воспитание становится решающим фактором сформированности патриотизма, и других взглядов и убеждений.