Формы обучения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Формы обучения Учебно-плановые формы обучения внеплановых форм обучения Вспомогательные формы обучения Функции форм обучения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Формы обучения — целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и уча­щихся.

Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.

Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и другие) имеют обучающее и воспитательное значение, способствую формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкрет­ных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. 

Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвину­тым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор.

Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнива­ния, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализа­цию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников. 

Функции форм обучения сложны и многообразны:

  1. Обучающе-образовательная функция позволяет создать наилучшие условия для переда­чи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.

  2. Воспитательная функция способ­ствует активному проявлению всех духовных сил ребенка.

  3. Организационная функция требует от учителя четкой организационно-методи­ческой подачи материала.

  4. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время.

  5. Содержательная форма учеб­ных занятий в совокупности с активными методами обучения выполняет развивающую функцию. Многообразие и разнообразие форм обуче­ния порождает богатство условий для умственной, трудовой к игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психи­ческих процессов ученика.

  6. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию, реализация которой позволяет детям обмениваться информацией в практических делах, учиться взаимопонима­нию и взаимопомощи.

  7. Систематизирующая и структурирующая функ­ции состоят в том, что организация обучения требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом.

  8. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплексирующую и  координирующую функции.

  9. Наконец, стимулирующая функция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и организма.