Формы организации обучения и их развитие в дидактике
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Дидактика — это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.
Форма организации обучения — специально организованная деятельность учителя и учащихся, осуществляющаяся в определенном порядке и режиме.
Она связана с количеством участником, временем и местом протекания процессов, порядком осуществления пед процесса.
Формы обучения:
По количеству учеников: индивидуальная, групповая, лекционно-семинарская, классно-урочная, взаимообучение, дальтон-план, метод пректов и др.
Классно-урочная система — коллективная форма организации обучения, при которой ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы; класс работает по единому годовому плану и программе; основной единицей занятий является урок по одному предмету.
По составу учеников: временные и постоянные.
По месту работы: школьные и внешкольные.
По времени работы: классные и внеклассные (соревнование, кружок, факультатив).
Выбор формы организации обучения зависит от:
содержания изучаемой проблемы;
задач обучения, воспитания, развития;
технических средств образования учреждения;
программы по конкретной дисциплине.
Формы организации обучения в учебном процессе:
Урок.
Практикумы и семинары = лабораторные или практические занятия, в ходе которых учащиеся выполняют определенный цикл работ в соответствии с программой.
Факультативы — углубленное и расширенное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся.
Учебные экскурсии — форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Различают экскурсии: вводные, когда они предшествуют изучению материала, текущие, которые проводятся параллельно с изучением материала и итоговые, завершающие учебную работу по отдельной теме или разделу программы.
Дополнительные занятия — оказание помощи в устранении пробелов в знаниях и для предупреждения отставания.
Домашняя работа — дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа.
Кружки, секции, мастерские.
Производственное обучение.