... > Психология и педагогика > Формы организации обучения...

Формы организации обучения и их развитие в дидактике

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Дидактика Форма организации обучения Формы обучения Классно-урочная система Выбор формы организации обучения Формы организации обучения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Дидактика — это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

Форма организации обучения — специально организованная деятельность учителя и учащихся, осуществляющаяся в определенном порядке и режиме.

Она связана с количеством участником, временем и местом протекания процессов, порядком осуществления пед процесса.

Формы обучения:

  • По количеству учеников: индивидуальная, групповая, лекционно-семинарская, классно-урочная, взаимообучение, дальтон-план, метод пректов и др.

Классно-урочная система — коллективная форма организации обучения, при которой ученики примерно одного возраста и уровня подготовки разбиты на классы; класс работает по единому годовому плану и программе; основной единицей занятий является урок по одному предмету.

  • По составу учеников: временные и постоянные.

  • По месту работы: школьные и внешкольные.

  • По времени работы: классные и внеклассные (соревнование, кружок, факультатив).

Выбор формы организации обучения зависит от:

  1. содержания изучаемой проблемы;

  2. задач обучения, воспитания, развития;

  3. технических средств образования учреждения;

  4. программы по конкретной дисциплине.

Формы организации обучения в учебном процессе:

  1. Урок. 

  2. Практикумы и семинары = лабораторные или практические занятия, в ходе которых учащиеся выполняют определенный цикл работ в соответствии с программой. 

  3. Факультативы — углубленное и расширенное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. 

  4. Учебные экскурсии — форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Различают экскурсии: вводные, когда они предшествуют изучению материала, текущие, которые проводятся параллельно с изучением материала и итоговые, завершающие учебную работу по отдельной теме или разделу программы.

  5. Дополнительные занятия — оказание помощи в устранении пробелов в знаниях и для предупреждения отставания. 

  6. Домашняя работа — дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. 

  7. Внеклассная работа. 

  8. Кружки, секции, мастерские. 

  9. Производственное обучение.