Формы учебной работы: сущность, классификация по различным основаниям

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Форма обучения Общие формы организации обучения Внешние формы организации обучения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Форма обучения — организационная сторона учебного процесс, определяющая особенности взаимодействия преподавателя и обучающегося, зависящая от количества обучающихся, времени и места обучения.

В настоящее время в нашей школе применяются следующие формы организации учебной работы: урок, экскурсия, занятия в учебных мас­терских, формы трудового и производственного обучения, факультатив­ные занятия, домашняя учебная работа, формы внеклассной работы (пред­метные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы).

Общие формы организации обучения.

По количеству обучающихся:

  • Индивидуальная форма. Ее суть заключалась в индивидуальном выполнении определенных заданий в доме учителя или самого ученика на основе их непосредственного контакта.

  • Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

  • Групповая форма — когда общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.

  • Коллективная форма — одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива, имеющего руководителя из среды учащихся.

  • Фронтальная форма, т.е. «обращенная к зрителям», предполагает одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя.

Внешние формы организации обучения.

  • Урок — единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы. Сущность и назначение урока сводятся к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учеников для решения дидактических задач. И. Н. Казанцев подразделяет уроки по способу их организации или ведущему методу обучения:

    • урок-лекция;

    • урок-беседа;

    • урок-экскурсия;

    • киноурок; урок

    • самостоятельной работы;

    • лабораторные и практические занятия;

    • уроки с разнообразными видами заданий.

  • Экскурсии — это форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними.

  • Лекция — это древнейшая форма передачи знаний, в процессе лекции педагог последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал.

  • Семинар — это форма организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско–аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога.

  • Практическое занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определенных практических умений и навыков. На практическом занятии учащиеся овладевают методикой научного исследования, у них формируются соответствующие навыки.

  • Лабораторная работа — это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников; развитие творческих исследовательских навыков учащихся; расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.

  • Игра — это форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся по специально разработанному игровому сценарию с опорой на максимальную самоорганизацию учащихся при моделировании опыта человеческой деятельности.