... > Психология и педагогика > Фрейдизм как психологическое...

Фрейдизм как психологическое направление

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

психоанализ Три образования «Оно» «Я» «Сверх–Я» Задача Некоторые положения Фрейдизма Защитные механизмы «психопатологии обыденной жизни»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Родоначальник — З.Фрейд. Заслуга его в том, что он открыл мир, лежащий за пределами нашего сознания.

З.Фрейд пришел к выводу что физиологический подход к психике не достаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом.

Три образования Я ,СВЕРХ–Я и ОНО.

«Оно» — это место сосредоточения двух групп влечения:

  1. влечения жизни, сексуальное влечение, влечение самосохранения;

  2. влечение к смерти, к разрушению.

«Оно» — движущая сила поведения, источник психической энергии.

«Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата (сознание) воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. 

«Сверх–Я» — внутренний критик, (совесть человека), обычно формируется в семье.

Задача психоаналитика, выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему освободиться от них. З.Фрейд ввел в психологию ряд важных тем; бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, психические травмы.

Некоторые положения Фрейдизма:

  • Психологическое развитие человека движимо личностными мотивами.

  • Развитию личности противостоит окружающая среда, к ней нужно приспособиться.

  • Движимые силы психологического развития врожденные и бессознательные.

  • Основная структура личности складывается в детстве и в дальнейшем существенных изменений не претерпевает.

Защитные механизмы — внутренний предохранитель.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются:

  • вытеснение или возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств;

  • регрессия (возврат к пройденным стадиям развития);

  • рационализация (оправдание подсознательных побуждений) идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта;

  • проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов);

  • сублимация (переключение энергии).

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.