Функции и задачи педагогики
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Основными функциями педагогики являются:
познавательная — изучение опыта, практики;
научно-содержательная — овладение теорией, объяснение педагогических явлений;
диагностическая — изучение причин явлений, процессов;
прогностическая — экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития;
проективно-конструктивная — разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность;
преобразовательная — внедрение достижений передового опыта в практику;
интегрирующая — междисциплинарная и внутрипредметная;
организационно-методическая — методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин;
культурологическая — формирование педагогической культуры преподавателя.
Педагогика учитывает не только специально организованные педагогические воздействия, но и то, что социальная среда постоянно влияет на человека, воспитывая, обучая и развивая его.
Основными факторами социально-педагогического влияния являются:
государственное, политическое, экономическое, правовое устройство общества;
деятельность государственных и муниципальных органов управления, их сотрудников;
состояние законности и правопорядка, уровень культуры и жизни населения, его социальной защиты;
социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенности различных групп населения, деятельность их общностей;
деятельность средств массовой коммуникации, культуры и искусства;
семья, быт, досуг, уроки жизни и деятельности.
В настоящее время педагогическая наука учитывает определяющие тенденции образования, воспитания, обучения и развития: непрерывность, интегративность, стандартизацию и демократизацию.
Основными задачами педагогики являются:
разработка философско-методологических проблем, социальных и конкретно-педагогических целей, закономерностей и технологий образования, обучения, воспитания и развития;
изучение и обобщение практики, опыта деятельности, прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов работы с людьми;
определение перспектив разностороннего развития личности в педагогическом процессе;
обоснование путей и средств дифференциации и индивидуализации педагогического труда на основе единства обучения, воспитания и развития человека, подготовка его к социально-полезной деятельности;
разработка методологических проблем и методов педагогических исследований;
поиск оптимальных путей развития научного мировоззрения, духовной культуры, гражданской зрелости человека;
разработка фундаментальной основы общего и профессионального образования, его содержания, новых тематических планов и учебных программ, учебников, дидактических материалов, методов, форм и средств воспитания и обучения;
исследование эффективности способов активизации и оптимизации педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья его участников;
обоснование условий повышения эффективности самосовершенствования: разработка социально-педагогических проблем этого процесса;
построение системы непрерывного образования человека на различных ступенях его жизни и деятельности;
исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации субъектов педагогического труда, различных должностных лиц, руководителей, родителей, чья деятельность связана с педагогическими воздействиями на людей: обобщение и распространение педагогического опыта и инновационных процессов в интересах удовлетворения потребностей педагогической теории и практики, подготовка кадров социальных педагогов для работы вне образовательных учреждений, в гуще общественной жизни.