Функции и задачи педагогики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Основными функциями педагогики Основными факторами социально-педагогического влияния Основными задачами педагогики
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основными функциями педагогики являются:

  • познавательная — изучение опыта, практики;

  • научно-содержательная — овладение теорией, объяснение педагогических явлений;

  • диагностическая — изучение причин явлений, процессов;

  • прогностическая — экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития;

  • проективно-конструктивная — разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность;

  • преобразовательная — внедрение достижений передового опыта в практику;

  • интегрирующая — междисциплинарная и внутрипредметная;

  • организационно-методическая — методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин;

  • культурологическая — формирование педагогической культуры преподавателя.

Педагогика учитывает не только специально организованные педагогические воздействия, но и то, что социальная среда постоянно влияет на человека, воспитывая, обучая и развивая его.

Основными факторами социально-педагогического влияния являются:

  • государственное, политическое, экономическое, правовое устройство общества;

  • деятельность государственных и муниципальных органов управления, их сотрудников;

  • состояние законности и правопорядка, уровень культуры и жизни населения, его социальной защиты;

  • социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенности различных групп населения, деятельность их общностей;

  • деятельность средств массовой коммуникации, культуры и искусства;

  • семья, быт, досуг, уроки жизни и деятельности.

В настоящее время педагогическая наука учитывает определяющие тенденции образования, воспитания, обучения и развития: непрерывность, интегративность, стандартизацию и демократизацию.

 Основными задачами педагогики являются:

  • разработка философско-методологических проблем, социальных и конкретно-педагогических целей, закономерностей и технологий образования, обучения, воспитания и развития;

  • изучение и обобщение практики, опыта деятельности, прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов работы с людьми;

  • определение перспектив разностороннего развития личности в педагогическом процессе;

  • обоснование путей и средств дифференциации и индивидуализации педагогического труда на основе единства обучения, воспитания и развития человека, подготовка его к социально-полезной деятельности;

  • разработка методологических проблем и методов педагогических исследований;

  • поиск оптимальных путей развития научного мировоззрения, духовной культуры, гражданской зрелости человека;

  • разработка фундаментальной основы общего и профессионального образования, его содержания, новых тематических планов и учебных программ, учебников, дидактических материалов, методов, форм и средств воспитания и обучения;

  • исследование эффективности способов активизации и оптимизации педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья его участников;

  • обоснование условий повышения эффективности самосовершенствования: разработка социально-педагогических проблем этого процесса;

  • построение системы непрерывного образования человека на различных ступенях его жизни и деятельности;

  • исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации субъектов педагогического труда, различных должностных лиц, руководителей, родителей, чья деятельность связана с педагогическими воздействиями на людей: обобщение и распространение педагогического опыта и инновационных процессов в интересах удовлетворения потребностей педагогической теории и практики, подготовка кадров социальных педагогов для работы вне образовательных учреждений, в гуще общественной жизни.