Группа. Школьный класс
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Группа — это объединение людей на основании общего качества или признака.
От 2–3 человек до 30. Прежде всего значимо разделение групп на условные и реальные. Среди реальных групп существуют лабораторные и естественные группы.
Социально–психологический анализ возможен относительно той, и другой разновидностей, однако наибольшее значение имеют естественные группы. В свою очередь, эти естественные группы подразделяются на так называемые большие и малые группы.
Большие группы — это либо большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы либо организованные, длительно существующие группы, подобно классам, нациям.
Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.
Малая группа характеризуется:
сходством, общностью индивидов;
идентификацией индивида со своей группой;
осознанием членов группы отличий своей группы от других;
наличием социально–психологических характеристик, присущих группе в целом.
Делятся на: формальные (членство и взаимод определяется формальными предписаниями) и неформальные (объединения, возникшие на основе потребностей людей в общении, принадлежности, дружбе, любви).
Признаки малой группы: относительная устойчивость, взаимодействие членов друг с другом лично, совместное участие в деятельности.
Функции малой группы:
выступают непосредственной средой достижения челом личных целей;
инструментальная — благодаря пребыванию в группе, человек получает доступ к реализации целей, лежащих вне интересов группы.
Основные элементы: цели, нормы, структура (распределение ролей), сплоченность, лидерство в группе.
Класс как малая группа обладает теми же качествами, что и любая малая группа.
Школьный класс — это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, и примерно одинаковое для всех групп этого типа.
Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие–то другие должности.
Неформальная структура — это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу.
Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. Формальная и неформальная структуры, как правило, не совпадают. В детских коллективах неформальные связи почти всегда важнее для ребят.