Исторические условия формирования теории содержания образования
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Исторические теории развития содержания образования:
Теория формального образования (Дж. Локк, И. Кант, Г. Песталоцци, И. Гербарт – XVII-XIX вв.). Источник знаний — разум. Важнейшая задача образования – развитие ума, т.е. способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению и т.д. Основные предметы – иностранные языки и математика.
Теория материального образования (Г. Спенсер – конец XVII – начало XIX вв.). Источник знаний – опыт. Педагогические выводы: нужно вооружать учащихся естественно-научными и техническими знаниями, необходимыми для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.
Прагматическая теория образования (Дж. Дьюи, У. Килпатрик – начало ХХ в.). Основные постулаты теории: «Заранее составленные учебные курсы не нужны»; «Обучение посредством делания — основной метод в школе»; «Ребенок должен определять как качество, так и количество обучения».
Основные направления обновления содержания школьного образования:
Гуманизация образования предполагает создание в обществе правовых, материальных, психолого-педагогических условий, направленных:
на признание в одинаковой мере высшей ценностью личности каждого участника образовательного процесса;
защиту достоинств, прав и свобод личности в учебном процессе;
бережное отношение к ребенку и научное изучение его личности.
Демократизация образования обеспечивает расширение прав, образовательного выбора учителей, учащихся и их родителей; их активное участие в управлении делами своих коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления.
Повышение культуросообразности школьного образования предполагает:
максимальное использование в обучении школьников культуры той среды, к которой принадлежит учебное заведение (культуры нации, страны, региона);
учет динамики изменений изучаемых научных идей, теорий в контексте развития мировой культуры;
принятие обучающимися общечеловеческих, культурных ценностей, правовых и нравственно-эстетических норм жизнедеятельности в социуме.
Широкая дифференциация содержания образования в зависимости от типа школы, профиля класса, учебного предмета, которая направлена на более полный учет интересов, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся.
Стандартизация школьного образования, призванная обеспечить доступность, эффективность и качество образования.