... > Психология и педагогика > История педагогических идей...

История педагогических идей и педагогических практик

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

В первобытном обществе В период рабовладельческого строя В средние века эпохе Возрождения К концу XVII века Джон Локк Жан Жак Руссо Джон Дьюи русской педагогической мысли педагогической мысли в Беларуси
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.

В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях, которые их обучали всему, что знают сами. 

В период рабовладельческого строя возникают специальные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился термин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Педагогические знания в это время входили в состав философии.

В средние века в философии, а значит, и в педагогике стала господствовать религия. Возникают приходские, монастырские и соборные школы.

С переходом к эпохе Возрождения началась критика школы, оторванной от жизни и практики, появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения личности от феодального угнетения. 

К концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы, произошло выделение педагогики из философии в отдельную науку. Это событие связано с именем чешского педагога Я.А. Коменского. Он разработал основные вопросы теории обучения (дидактики), определил систему школ и содержание обучения в них, изложил свои взгляды на семейное воспитание и т.д. После Коменского в теории западной педагогики наибольший след оставили:

  • Джон Локк — в книге «Мысли о воспитании» изложил свои взгляды на воспитание джентльмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. 

  • Жан Жак Руссо заложил основы теории свободного воспитания, согласно которой воспитание полностью должно идти за природными склонностями и желаниями детей. 

  • Джон Дьюи — американский философ и педагог, автор прагматической педагогики, которая должна учитывать интересы и опыт учащихся. 

Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.

Выдающимися представителями педагогической мысли в Беларуси являются: Фр. Скорина, Н. Гусовский, Я. Колас. В советское время на основе марксистско-ленинского учения развивались идеи так называемого коммунистического воспитания. В среде простых людей на протяжении веков складывались свои представления о воспитании. Народная педагогика выше всего ценит такие качества человека, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почитание старших, уважение между людьми.