Категория деятельности в психологии, ее структура и виды
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Одной из главнейших способностей человека является способность его к деятельности. Деятельность является динамической системой взаимодействия субъекта с миром.
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны окружения.
С самого раннего возраста индивид проявляет активность в различных сферах его жизнедеятельности.
Под жизнедеятельностью понимается все многообразие занятий человека.
Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учиться, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д. Словом, он проявляет активность , то есть внешнюю или внутреннюю деятельность.
Деятельность — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
В процессе деятельности человек развивается, формирует свое отношение к окружающей действительности. Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека же характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
В структуре деятельности выделяются:
мотивы, побуждающие субъекта к деятельности;
цели, как прогнозируемые результаты этой деятельности;
операции, с помощью которых деятельность выполняется.
Использование категории деятельности — отличительная черта отечественной психологии.
Для отечественной психологии характерны следующие утверждения:
Положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию, как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (бихевиоризм; необихевиоризм) Принцип единства сознания и деятельности обобщает ряд теоретических положений.
Введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях обязательно предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического.
Согласно Алексею Леонтьеву, деятельность есть форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности:
Игру. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.
Учение. Непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Труд. Процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.