Характеристика форм организации учебной деятельности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Формы организации обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Виды форм обучения обусловлены различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.
В истории педагогики и образования наибольшую известность получили три основные организационные системы обучения:
Индивидуальная система.
Система индивидуального обучения сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.
Классно-урочная система.
К. Д. Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части урока:
Первая часть — переход от пройденного к новому.
Вторая часть — решение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока.
Третья часть — подведение итогов проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.
Особенности данной формы обучения:
постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности;
каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных частей;
каждый урок посвящается только одному предмету;
постоянное чередование уроков;
руководящая роль учителя;
применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся.
Лекционно-семинарская система.
С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.