Классификация методов обучения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Метод обучения — совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой.
Методы этапа восприятия–усвоения.
Рассказ — монологическая форма изложения учебного материала педагогом или учащимися.
Объяснение — монологическая форма изложения, обеспечивающая выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей с другими событиями или явлениями.
Беседа — диалогическая форма изложения и освоение учебного материала.
Лекция — монологический способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися.
Демонстрация — способ обучающего взаимодействия педагога с учениками на основе показа в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними проблем.
Иллюстрация — применяется учителем в целях создания у учащихся с помощью средств наглядности четкого и ясного образа изучаемого явления.
Самостоятельная работа с источниками — работа учащихся с учебником, книгой, документом, компьютером.
Методы этапа усвоения–воспроизведения.
Проблемная ситуация — создается постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышенной активности мыслительных способностей.
Игровая ситуация — вовлечение в условную развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием, содержащую изучаемые знания, умения, навыки.
Учебная дискуссия — организуемый педагогом обмен мнениями, в котором учащиеся отстаивают субъективные точки зрения по изучаемому вопросу.
Лабораторный эксперимент — воспроизведение учителем и учащимися в условиях лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.
Упражнение — отработка умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.
Взаимообучение — метод взаимодействия между самими учащимися, основывающийся на разности их теоретической и практической подготовленности, развития способностей и заключающийся в обмене информацией, в совместной отработку умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения.
Опорный конспект — обеспечивает взаимодействие учителя и учащегося на основе предельного обобщения, кодирования, усвоения знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков.
Опросно-ответный метод — выявление уровня обученности и развития учащихся, закреплении знаний путем задания вопросов учителем.
Зачетно-экзаменационный метод — взаимодействие учителя и учащегося с помощью монологических ответов, на заранее заготовленный вопросы и задания.
Методы этапа учебно–творческого выражения.
Самостоятельный поиск — метод обучения, который позволяет преподавателю, опираясь на багаж знаний учащихся, навыков, ставить перед ними творческую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты.
Метод художественного исполнительства — совместная деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального усвоения эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, отношение к действительности.