... > Психология и педагогика > Классификация методов обучения

Классификация методов обучения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методы этапа восприятия–усвоения Методы этапа усвоения–воспроизведения Методы этапа учебно–творческого выражения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Метод обучения совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой.

  • Методы этапа восприятия–усвоения.

Рассказ — монологическая форма изложения учебного материала педагогом или учащимися.

Объяснение — монологическая форма изложения, обеспечивающая выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей с другими событиями или явлениями.

Беседа — диалогическая форма изложения и освоение учебного материала.

Лекция — монологический способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися.

Демонстрация — способ обучающего взаимодействия педагога с учениками на основе показа в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними проблем.

Иллюстрация — применяется учителем в целях создания у учащихся с помощью средств наглядности четкого и ясного образа изучаемого явления.

Самостоятельная работа с источниками — работа учащихся с учебником, книгой, документом, компьютером.

  • Методы этапа усвоения–воспроизведения.

Проблемная ситуация — создается постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышенной активности мыслительных способностей.

Игровая ситуация — вовлечение в условную развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием, содержащую изучаемые знания, умения, навыки.

Учебная дискуссия — организуемый педагогом обмен мнениями, в котором учащиеся отстаивают субъективные точки зрения по изучаемому вопросу.

Лабораторный эксперимент — воспроизведение учителем и учащимися в условиях лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.

Упражнение — отработка умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. 

Взаимообучение — метод взаимодействия между самими учащимися, основывающийся на разности их теоретической и практической подготовленности, развития способностей и заключающийся в обмене информацией, в совместной отработку умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения. 

Опорный конспект — обеспечивает взаимодействие учителя и учащегося на основе предельного обобщения, кодирования, усвоения знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков. 

Опросно-ответный метод — выявление уровня обученности и развития учащихся, закреплении знаний путем задания вопросов учителем. 

Зачетно-экзаменационный метод — взаимодействие учителя и учащегося с помощью монологических ответов, на заранее заготовленный вопросы и задания.

  • Методы этапа учебно–творческого выражения.

Самостоятельный поиск — метод обучения, который позволяет преподавателю, опираясь на багаж знаний учащихся, навыков, ставить перед ними творческую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты.

Метод художественного исполнительства — совместная деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального усвоения эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, отношение к действительности.