Коммуникативная компетентность, стратегии и тактики
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.
Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Для эффективной коммуникации характерно:
достижение взаимопонимания партнеров;
лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).
Причинами плохой коммуникации могут быть:
Стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
«Предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.
Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное.
Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда.
Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий. Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов.
Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.
Неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения:
открытое общение (желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других);
закрытое общение (нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию);
монологическое;
диалогическое;
ролевое (исходя из социальной роли);
личностное (общение «по душам»).
Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:
если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;
в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.
Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).
«Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.
«Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».