... > Психология и педагогика > Коммуникативная компетентность, стратегии...

Коммуникативная компетентность, стратегии и тактики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Коммуникация Коммуникативная компетентность Для эффективной коммуникации характерно Причинами плохой коммуникации Стратегии общения «Одностороннее выспрашивание» «Истерическое предъявление проблемы»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.

Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно:

  • достижение взаимопонимания партнеров;

  • лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  1. Стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

  2. «Предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.

  3. Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное.

  4. Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда.

  5. Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий. Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов.

  6. Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.

  7. Неверный выбор стратегии и тактики общения. 

Стратегии общения:

  • открытое общение (желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других);

  • закрытое общение (нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию);

  • монологическое;

  • диалогическое;

  • ролевое (исходя из социальной роли);

  • личностное (общение «по душам»). 

Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

  • если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

  • в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

«Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.

«Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».