Конфликты в межличностных отношениях, управление конфликтами
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.
Самые распространенные из конфликтов — это межличностные.
В зависимости от остроты противоречий конфликты можно подразделить на типы: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.
Основные виды конфликтов:
По составу конфликтующих сторон: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.
По своей значимости: конструктивные и деструктивные.
По формам столкновения: открытые и скрытые.
По масштабам и продолжительности: общие и локальные, кратковременные и затяжные.
По способам урегулирования: антагонистические и компромиссные.
Конфликты — это явления прогнозируемые. Они могут быть частично либо полностью управляемыми. При частичном разрешении конфликтов устраняются конфликтные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уровне поведения и на уровне внутренних побуждений.
Методы управления конфликтами:
Внутриличностные методы — касаются отдельной личности и состоят в правильной организации своего собственного поведения.
Межличностные методы — предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта.
Структурные методы — касаются преимущественно конфликтов в организациях.
Для их эффективного разрешения психологи рекомендуют после выявления причин выбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:
Настойчивость (принуждение).
Уход (уклонение) — стремление уйти от конфликта.
Приспособление (уступчивость) — предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу.
Компромисс — характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени.
Сотрудничество — участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и выражают готовность ко взаимопониманию.