... > Психология и педагогика > Массовые явления, механизмы...

Массовые явления, механизмы и типы поведения личности в толпе

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

К массовидным явлениям психики относят Заражение Подражание Массовое внушение Имидж
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

К массовидным явлениям психики относят:

  1. феномен паники;

  2. феномен толпы;

  3. распространение слухов;

  4. наличие в обществе социальных стереотипов;

  5. массовые религиозные психозы;

  6. феномен моды. 

Среди стихийных социально-психологических механизмов поведения в толпе выделяют заражение, подражание и массовое внушение.

Заражение — передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому; при обратной связи заражение возрастает и приобретает вид циркулярной реакции.

Феномен заражения был известен на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.

Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего–то поведения, лишь подчиняясь ему.

Подражание — организация индивидом своего поведения в результате следования какому-либо примеру, образцу.

В условиях толпы подражание чаще всего является неосознанным и потому тесно связано с заражением.

Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Примеры подражания: дворянство – королевскому двору, провинция – центру, подражание одного класса общества другому и т.д.).

Массовое внушение — вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей сообщаемой информации; источником внушения могут быть отдельный индивид, группа, СМИ.

Одним из популярных методов массового внушения сейчас является реклама. Здесь разработана особая концепция «имиджа».

Имидж — это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта.

Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем и реальным образом есть расхождения в достоверности, т.к. имидж сгущает краски образа и выполняет функцию механизма внушения.