Массовые явления, механизмы и типы поведения личности в толпе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
К массовидным явлениям психики относят:
феномен паники;
феномен толпы;
распространение слухов;
наличие в обществе социальных стереотипов;
массовые религиозные психозы;
феномен моды.
Среди стихийных социально-психологических механизмов поведения в толпе выделяют заражение, подражание и массовое внушение.
Заражение — передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому; при обратной связи заражение возрастает и приобретает вид циркулярной реакции.
Феномен заражения был известен на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.
Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего–то поведения, лишь подчиняясь ему.
Подражание — организация индивидом своего поведения в результате следования какому-либо примеру, образцу.
В условиях толпы подражание чаще всего является неосознанным и потому тесно связано с заражением.
Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Примеры подражания: дворянство – королевскому двору, провинция – центру, подражание одного класса общества другому и т.д.).
Массовое внушение — вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей сообщаемой информации; источником внушения могут быть отдельный индивид, группа, СМИ.
Одним из популярных методов массового внушения сейчас является реклама. Здесь разработана особая концепция «имиджа».
Имидж — это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта.
Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между имиджем и реальным образом есть расхождения в достоверности, т.к. имидж сгущает краски образа и выполняет функцию механизма внушения.