Методы, формы и средства обучения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Педагогические средства К педагогическим относятся такие средства педагогическая технология Педагогическая форма Выделяют три разновидности Формы организации обучения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Педагогические средства не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Продолжительное время традиционные методы обучения основывались на слове, но с ростом информации, с развитием информационных технологий возникла необходимость использования технических средств обучения.

Таким образом, педагогическими средствами являются материальные объекты, которые необходимы для организации и осуществления педагогического процесса. 

К педагогическим относятся такие средства, как:

  • учебно-наглядные пособия;

  • учебно-производственное оборудование;

  • дидактическая техника;

  • компьютерные классы;

  • организационно-педагогические средства;

  • учебно-лабораторное оборудование и т.д. 

В связи с развитием дидактической техники и ЭВМ возникло новое направление в педагогике — педагогическая технология. Сущность данного направления заключается в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. 

Педагогическая технология объединяет дидактическую технологию, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса в одно целое, единое. 

Педагогическая форма — это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. 

Формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют три разновидности:

  • Простые: построены на минимальном количестве методов и средств, чаще всего посвящены одной теме или содержанию. К таким формам педагогического процесса относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт, консультация и т.д.

  • Составные: строятся на развитии простых форм педагогического процесса, на их разнообразных сочетаниях. К ним относятся: урок, конкурс профессионального мастерства, праздничный вечер, конференция, КВН и т. д. Например, урок может совмещать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклад и т.д.

  • Комплексные: строятся на развитии составных форм.

В зависимости от того, к какому направлению содержания воспитания относится форма, различают следующие формы: 

  • физического воспитания; 

  • эстетического воспитания; 

  • трудового воспитания; 

  • умственного воспитания; 

  • нравственного воспитания. 

Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и т. д. Можно также выделить индивидуальные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (в том случае, когда цель достигается путем распределения функций между учащимися) и т.д. 

Различают формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся.