Методы, формы и средства обучения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Педагогические средства не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Продолжительное время традиционные методы обучения основывались на слове, но с ростом информации, с развитием информационных технологий возникла необходимость использования технических средств обучения.
Таким образом, педагогическими средствами являются материальные объекты, которые необходимы для организации и осуществления педагогического процесса.
К педагогическим относятся такие средства, как:
учебно-наглядные пособия;
учебно-производственное оборудование;
дидактическая техника;
компьютерные классы;
организационно-педагогические средства;
учебно-лабораторное оборудование и т.д.
В связи с развитием дидактической техники и ЭВМ возникло новое направление в педагогике — педагогическая технология. Сущность данного направления заключается в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса.
Педагогическая технология объединяет дидактическую технологию, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса в одно целое, единое.
Педагогическая форма — это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
Формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют три разновидности:
Простые: построены на минимальном количестве методов и средств, чаще всего посвящены одной теме или содержанию. К таким формам педагогического процесса относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт, консультация и т.д.
Составные: строятся на развитии простых форм педагогического процесса, на их разнообразных сочетаниях. К ним относятся: урок, конкурс профессионального мастерства, праздничный вечер, конференция, КВН и т. д. Например, урок может совмещать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклад и т.д.
Комплексные: строятся на развитии составных форм.
В зависимости от того, к какому направлению содержания воспитания относится форма, различают следующие формы:
физического воспитания;
эстетического воспитания;
трудового воспитания;
умственного воспитания;
нравственного воспитания.
Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и т. д. Можно также выделить индивидуальные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (в том случае, когда цель достигается путем распределения функций между учащимися) и т.д.
Различают формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся.