... > Психология и педагогика > Методы обучения. Классификация...

Методы обучения. Классификация и краткая характеристика

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методы обучения Классификация методов обучения Традиционная По характеру По практическому применению
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Методы обучения — способы организации взаимосвязанной деятельности обучаемого и обучающего в целях формирования знаний, навыков и умений, моральных, психологических, профессиональных качеств, необходимых специалисту для практической деятельности.

Классификация методов обучения

1. Традиционная (берет начало в древней философии и педагогических системах, уточненная для нынешних условий).

Источники знаний:

  • практика;

  • наглядность;

  • слово.

В ходе культурного прогресса к ним присоединяется книга. В последующее десятилетие мощнее о себе заявляет безбумажный источник информации (видео в сочетании с новой компьютерной системой).

Из данной классификации можно выделить 5 методов:

  • практические (выражение, учебно-производственная практика, учебно-производственный труд);

  • наглядные (иллюстрация, демонстрация и наблюдение студентов);

  • словесные (лекция, дискуссия, инструктаж, объяснение, беседа, разъяснение);

  • работа с книгой (чтение, изучение,  реферирование, первый просмотр, цитирование, изложение, составление плана и конспектирование);

  • видео метод (просмотр, обучение, упражнения под контролем электронного учителя и контроль).

2. По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин) выделяют пять методов обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод. Слушатели получают знания в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В военном вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

  2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

  3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, военный педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

  4. Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.

  5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа слушатели самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.

3. По практическому применению (Барабанщиков, Давыдов):

  1. устное изложение учебного материала;

  2. обсуждение изучаемого материала;

  3. показ (демонстрация);

  4. упражнения;

  5. практические работы;

  6. самостоятельная работа обучаемых.

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: 

  • Обучающую.

  • Развивающую.

  • Воспитывающую.

  • Мотивационную.

  • Контрольно-коррекционную.

Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы: 

  1. Цели и задачи обучения.

  2. Содержание и методы определенной науки и темы.

  3. Принципы обучения и позиция педагога.

  4. Учебные возможности учеников.

  5. Время.

  6. Внешние условия.