Методы обучения. Классификация и краткая характеристика
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Методы обучения — способы организации взаимосвязанной деятельности обучаемого и обучающего в целях формирования знаний, навыков и умений, моральных, психологических, профессиональных качеств, необходимых специалисту для практической деятельности.
Классификация методов обучения
1. Традиционная (берет начало в древней философии и педагогических системах, уточненная для нынешних условий).
Источники знаний:
практика;
наглядность;
слово.
В ходе культурного прогресса к ним присоединяется книга. В последующее десятилетие мощнее о себе заявляет безбумажный источник информации (видео в сочетании с новой компьютерной системой).
Из данной классификации можно выделить 5 методов:
практические (выражение, учебно-производственная практика, учебно-производственный труд);
наглядные (иллюстрация, демонстрация и наблюдение студентов);
словесные (лекция, дискуссия, инструктаж, объяснение, беседа, разъяснение);
работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, первый просмотр, цитирование, изложение, составление плана и конспектирование);
видео метод (просмотр, обучение, упражнения под контролем электронного учителя и контроль).
2. По характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучающихся (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин) выделяют пять методов обучения:
Объяснительно-иллюстративный метод. Слушатели получают знания в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В военном вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучающихся имеет алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.
Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, военный педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.
Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа слушатели самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера.
3. По практическому применению (Барабанщиков, Давыдов):
устное изложение учебного материала;
обсуждение изучаемого материала;
показ (демонстрация);
упражнения;
практические работы;
самостоятельная работа обучаемых.
Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:
Обучающую.
Развивающую.
Воспитывающую.
Мотивационную.
Контрольно-коррекционную.
Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы:
Цели и задачи обучения.
Содержание и методы определенной науки и темы.
Принципы обучения и позиция педагога.
Учебные возможности учеников.
Время.
Внешние условия.