Методы обучения с учетом характера познавательной деятельности

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методы обучения Цели обучения Метод готовых знаний исследовательский метод Метод проектов следующие методы Ю.К. Бабанский
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Методы обучения — пути достижения целей обучения. 

Цели обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. 

Педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний.

Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что учащиеся якобы все должны познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам. Метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов, дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно–познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. 

С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

  1. объяснительно–иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция — восприятие): рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин и т.д.;

  2. репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; проблемное изложение изучаемого материала (изучение в историко–логическом ключе пути получения знаний);

  3. частично–поисковый, или эвристический, метод (выполнение поисковых процедур под руководством преподавателя);

  4. исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.