Методы обучения с учетом характера познавательной деятельности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Методы обучения — пути достижения целей обучения.
Цели обучения: образовательная, воспитательная, развивающая.
Педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний.
Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что учащиеся якобы все должны познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам. Метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов, дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно–познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом.
С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
объяснительно–иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция — восприятие): рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин и т.д.;
репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; проблемное изложение изучаемого материала (изучение в историко–логическом ключе пути получения знаний);
частично–поисковый, или эвристический, метод (выполнение поисковых процедур под руководством преподавателя);
исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.