... > Психология и педагогика > Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методы педагогического исследования Первую группу методов Вторую группу методов Наблюдение Беседа Интервью Анкетирование Тестирование Социометрия Изучение продуктов деятельности учащихся
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных.

Эти методы тесно связаны с изучением текстов:

  • трудов классиков в области человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике;

  • историко-педагогических документов;

  • периодики педагогической печати, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, появляется возможность выявить в них общее и особенное. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность видеть их целостность и системность.

Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (это скорее эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей.

Данные методы позволяют обнаружить реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. 

В этой группе методов применяются:

  • Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

  • Беседа применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Важными условиями проведения беседы являются выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им мотивов исследования.

  • Интервью (исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последовательности, а ответы открыто фиксирует).

  • Анкетирование — метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа.

  • Тестирование (тесты для выявления успеваемости учащихся и тесты для определения профессиональной предрасположенности людей, а также используют результаты психодиагностических исследований, проведенных психологами (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, личностные тесты и т.п.).

  • Социометрия (метод, который позволяет изучать скрытые межличностные отношения в коллективе).

  • Изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, контрольных и творческих работ), педагогической документации(классных журналов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт).