Методы, приёмы и средства обучения. Классификация методов обучения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Метод обучения — упорядоченный способ совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на решение задач образования.
Особенность методов обучения в том, что доминирующая цель их применения — формирование знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности.
Прием обучения — отдельная операция в реализации метода обучения.
Материализация методических приемов на практике достигается через средства обучения (слово, образ, действие).
Классификация методов:
По источнику передачи и характеру восприятия информации:
Словесные — учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают (рассказ, беседа, лекция, объяснение
Наглядные (иллюстрации — показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых; демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов, показ кинофильмов; презентация).
Практические (лабораторные, сочинения, упражнения и др).
По характеру взаимодействия учителя и ученика:
Объяснительно-иллюстративные — сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию (устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы)).
Репродуктивные — по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.
Проблемное изложение — создание проблемной ситуации.
Частично поисковый.
Исследовательский.
По логике изложения и восприятия учебного материала:
Индуктивные.
Дедуктивные.
Выбор методов обучения определяется: целью обучения и воспитания, специфики предмета, содержанием учебного материала, учебными возможностями школьников, материальным оснащением, особенностями учителя и т.д.