Методы, приёмы и средства обучения. Классификация методов обучения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Метод обучения Особенность методов обучения Прием обучения Классификация методов Выбор методов обучения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Метод обучения — упорядоченный способ совместной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на решение задач образования.

Особенность методов обучения в том, что доминирующая цель их применения — формирование знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности.

Прием обучения — отдельная операция в реализации метода обучения.

Материализация методических приемов на практике достигается через средства обучения (слово, образ, действие).

Классификация методов:

  • По источнику передачи и характеру восприятия информации:

    1. Словесные — учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают (рассказ, беседа, лекция, объяснение

    2. Наглядные (иллюстрации — показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых; демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов, показ кинофильмов; презентация).

    3. Практические (лабораторные, сочинения, упражнения и др).

  • По характеру взаимодействия учителя и ученика:

    1. Объяснительно-иллюстративные — сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию (устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы)).

    2. Репродуктивные — по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.

    3. Проблемное изложение — создание проблемной ситуации.

    4. Частично поисковый.

    5. Исследовательский.

  • По логике изложения и восприятия учебного материала:

    1. Индуктивные.

    2. Дедуктивные.

Выбор методов обучения определяется: целью обучения и воспитания, специфики предмета, содержанием учебного материала, учебными возможностями школьников, материальным оснащением, особенностями учителя и т.д.