Методы психологического исследования
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.
Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Все они могут быть разделены на 4 группы:
организационные:
а) сравнительный (сравниваются 2 группы испытуемых);
б) лонгитюдный (на протяжении длительного времени исследуется одна и та же группа);
эмпирические (применяемые для сбора первичных данных):
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) опрос;
г) тестирование;
д) анкетирование;
е) беседа;
ж) моделирование;
обработка данных:
а) количественные (цифры);
б) качественные (закономерности);
интерпретационный (позволяет сделать определённые выводы, дать объяснения).
Наблюдение.
Внешнее — это способ сбора данных о психологии и поведении чел путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее, самонаблюдение, применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Свободное не имеет установленных рамок, может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе наблюдения в зависимости от желания наблюдателя.
Стандартизированное заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей.
При включенном исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
Стороннее не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, кот он изучает.
Опрос.
Человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Устный применяется тогда, когда нужно вести наблюдение за поведением и реакциями чел, отвечающего на вопросы.
Письменный позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная форма-анкета.
Свободный — перечень вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен, позволяет менять тактику исследования, содержание вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Стандартизированный — вопросы и характер возможных ответов определены заранее и ограничены узкими рамками, более экономичен во времени.
Тесты — специализированные методы психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает.
Когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существ кот испытуем не хочет признавать (многие отрицательные качества и мотивы поведения), применяются проективные тесты.
Эксперимент.
Специфика эксперимента в том, что целенаправленно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется лучше всего.
Естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.