... > Психология и педагогика > Методы психологического исследования

Методы психологического исследования

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методы научных исследований 4 группы Наблюдение Опрос Эксперимент
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.

Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Все они могут быть разделены на 4 группы: 

  1. организационные:

    • а) сравнительный (сравниваются 2 группы испытуемых);

    • б) лонгитюдный (на протяжении длительного времени исследуется одна и та же группа); 

  2. эмпирические (применяемые для сбора первичных данных):

    • а) наблюдение;

    • б) эксперимент;

    • в) опрос;

    • г) тестирование;

    • д) анкетирование;

    • е) беседа;

    • ж) моделирование; 

  3. обработка данных:

    • а) количественные (цифры);

    • б) качественные (закономерности); 

  4. интерпретационный (позволяет сделать определённые выводы, дать объяснения).

Наблюдение.

  • Внешнее — это способ сбора данных о психологии и поведении чел путем прямого наблюдения за ним со стороны.

  • Внутреннее, самонаблюдение, применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

  • Свободное не имеет установленных рамок, может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе наблюдения в зависимости от желания наблюдателя.

  • Стандартизированное заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей.

  • При включенном исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

  • Стороннее не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, кот он изучает.

Опрос.

Человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

  • Устный применяется тогда, когда нужно вести наблюдение за поведением и реакциями чел, отвечающего на вопросы.

  • Письменный позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная форма-анкета.

  • Свободный — перечень вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен, позволяет менять тактику исследования, содержание вопросов, получать на них нестандартные ответы.

  • Стандартизированный — вопросы и характер возможных ответов определены заранее и ограничены узкими рамками, более экономичен во времени.

  • Тесты — специализированные методы психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

    • Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

    • Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает.

    • Когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существ кот испытуем не хочет признавать (многие отрицательные качества и мотивы поведения), применяются проективные тесты.

Эксперимент.

Специфика эксперимента в том, что целенаправленно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется лучше всего.

  • Естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

  • Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.