Методы психологии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Наблюдение Эксперимент Метод обобщения независимых характеристик Анализ результатов деятельности Опрос Тестирование
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью кото­рого изучают психологические явления в различных условиях без вмеша­тельства в их течение.

Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, но­сит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение яв­ляется организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматри­вает участие исследователя в деятельности, которую он изучает. В невключенном этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. 

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в спе­циально организованных условиях, а действия испытуемого определя­ются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим — когда изучаются лишь необ­ходимые психологические явления; формирующим — в процессе которо­го развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изу­чения психологических явлений по практическим результатам и пред­метам труда, в которых воплощаются творческие сипы и способнос­ти людей.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт - и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психоанализа и трансперсонального подхода).