Методы воспитания. Система методов. Краткая характеристика
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Метод воспитания — способ педагогического воздействия воспитателей на сознание, чувство, волю воспитуемых с целью формирования у них необходимых качеств и привычек поведения.
Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания.
Классификация:
Методы формирования сознания — главным выступают убеждения:
рассказ;
объяснение;
разъяснение;
лекция;
этическая беседа;
увещевание;
внушение;
инструктаж;
диспут;
доклад;
пример.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения — главным выступает упражнение:
приучение;
педагогические требования;
общественное мнение;
поручение;
воспитывающие ситуации.
Методы стимулирования — главным выступает мотивация:
соревнование;
поощрение;
наказание.
Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова предлагает следующие группы методов:
Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией — методы убеждения.
Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы — методы упражнения.
Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника — методы самооценки.
Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:
Воспитание словом.
Воспитание ситуацией.
Воспитание делом.
Воспитание игрой.
Воспитание общением.
Воспитание отношениями.