Методы воспитания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Методы воспитания — научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитания.
Методы воспитательно эффективны, когда педагогом учитывается содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному освоению и присвоению духовных ценностей. Действенность методов и приемов воспитания обусловлена постоянной практической опорой на психологию ребенка. Школьник реагирует на воспитательные воздействия как цельная личность, в единстве проявления его сознания, воли, ценностных ориентации, потребностей, интересов, чувств.
Метод воспитания как педагогическая категория характеризуется рядом признаков.
Во-первых, каждый отдельный метод есть особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач.
Во-вторых, метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики (мозга, интеллекта, чувств, воли, привычек, потребностей, интересов и т.д.).
В-третьих, методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими решать лишь определенную часть воспитательных задач. И соответствие с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили данный метод, подбираются средства и приемы воспитательного воздействия.
В-четвертых, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование личности в целом, играет доминирующую роль в преимущественном развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач.
Воспитание обеспечивается совокупностью применения методов: убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принуждения.