... > Психология и педагогика > Методологические принципы, методы...

Методологические принципы, методы педагогических исследований

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методология педагогической науки Первый уровень Системный подход Деятельностный подход Культурологический подход Антропологический подход методы педаго­гического исследования
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Методология педагогической науки — это система или совокупность ценностных позиций, подходов, принципов организации, форм и методов исследования педагогической реальности.

В этой методологии можно выде­лить два уровня.

Первый уровень (более высокий) содержит ценност­ные позиции исследователей по отношению к педагоги­ческим проблемам. А в качестве общенаучных методологических подходов ученые-педагоги чаще всего используют: сис­темный, деятельностный, культурологический, антро­пологический и другие.

  • Системный подход предполагает анализ внутренних и внешних связей педагогического объекта, рассмотрение всех его элементов с учетом их места и функций, пред­посылок и последствий.

  • Деятельностный подход предполагает рассмотрение педагогического объекта в процессе деятельности как ос­новной формы активности человека, как главного спо­соба существования и развития не только человека, но и общества в целом.

  • Культурологический подход — основан на аксиологии, то есть на учении о ценностях и ценностных ориентациях человека. Исходит из того, что развитие человека обусловлено его связью с культурой как системой материальных и духовных ценностей.

  • Антропологический подход — это системное использование в педагогическом исследовании данных всех наук о человеке.

Второй уровень методологии включает методы педаго­гического исследования, то есть определенные наборы операций, приемов, процедур, позволяющих получить, обработать и объяснить научные педагогические факты.

Методы педагогического исследования можно подраз­делить на общелогические и чисто научные.

  • Общелогические методы применяются не только в на­учном познании. Это анализ и синтез, индукция и де­дукция, абстрагирование, обобщение, аналогия и моде­лирование.

  • Чисто научные методы в свою очередь подразделяются на методы эмпирического уровня исследования н мето­ды теоретического уровня исследования.

  • Методы эмпирического уровня исследования — это на­блюдение, измерение, беседа, интервью, изучение про­дуктов деятельности и другие.

  • Методы теоретического уровня исследования — это мыс­ленный эксперимент. Идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному, историче­ский метод исследования и другие.