Методологические принципы, методы педагогических исследований
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Методология педагогической науки — это система или совокупность ценностных позиций, подходов, принципов организации, форм и методов исследования педагогической реальности.
В этой методологии можно выделить два уровня.
Первый уровень (более высокий) содержит ценностные позиции исследователей по отношению к педагогическим проблемам. А в качестве общенаучных методологических подходов ученые-педагоги чаще всего используют: системный, деятельностный, культурологический, антропологический и другие.
Системный подход предполагает анализ внутренних и внешних связей педагогического объекта, рассмотрение всех его элементов с учетом их места и функций, предпосылок и последствий.
Деятельностный подход предполагает рассмотрение педагогического объекта в процессе деятельности как основной формы активности человека, как главного способа существования и развития не только человека, но и общества в целом.
Культурологический подход — основан на аксиологии, то есть на учении о ценностях и ценностных ориентациях человека. Исходит из того, что развитие человека обусловлено его связью с культурой как системой материальных и духовных ценностей.
Антропологический подход — это системное использование в педагогическом исследовании данных всех наук о человеке.
Второй уровень методологии включает методы педагогического исследования, то есть определенные наборы операций, приемов, процедур, позволяющих получить, обработать и объяснить научные педагогические факты.
Методы педагогического исследования можно подразделить на общелогические и чисто научные.
Общелогические методы применяются не только в научном познании. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия и моделирование.
Чисто научные методы в свою очередь подразделяются на методы эмпирического уровня исследования н методы теоретического уровня исследования.
Методы эмпирического уровня исследования — это наблюдение, измерение, беседа, интервью, изучение продуктов деятельности и другие.
Методы теоретического уровня исследования — это мысленный эксперимент. Идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический метод исследования и другие.