Методология и методы педагогики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методология Методологическая культура Научно–педагогическое исследование Методы педагогического исследования
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методологическая культура — целостное многоуровневое образование, включающее в себя убеждения, понимание и самосознание учителя, определяемые свойствами его личности.

Научно–педагогическое исследование — процесс и результат научной деятельности, которые направлены на получение новых знаний о закономерностях образования.

Научно–педагогические исследования бывают:

  • фундаментальными (полная смена представлений в области педагогической теории);

  • прикладными (преобразование педагогического процесса);

  • разработки (исследования в отдельных областях).

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, средства получения новых знаний, достижения научных результатов.

Методы педагогического исследования:

  1. Теоретические: анализ (педагогической литературы, цитирование, тезирование, архивных и школьных документов); общенаучные методы (синтез, сравнение, индукция, дедукция, классификация, моделирование, постановка гипотез и др.).

  2. Эмпирические: наблюдение, изучение результатов педагогической деятельности, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, педагогический консилиум, психодиагностика, тестирование, опросные методы, эксперимент.

  3. Методы обработки результатов (ранжирование, шкалирование, графики и т.д.).

Методика исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать образовательный процесс.