Мозг и психика. Развитие психики: филогенез и онтогенез
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Филогенез — постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции.
Термин «филогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем. В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции.
В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции:
сенсорная психика;
перцептивная психика;
интеллект.
Животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. Представители перцептивной психики отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.
Интеллектуальное поведение животных — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.
Онтогенез — развитие индивида в отличие от развития вида. Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного.
В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуется как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека.
Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития — попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.
Вторая особенность состоит в гетерохронности развития — это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.