Образование как общечеловеческая ценность и педагогический процесс
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности.
Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры. Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.
Образование как ценность — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.
Основными элементами образования как педагогического процесса являются: цели и содержание образования, способы его получения, формы организации, а также субъекты и объекты образовательного процесса, образовательная среда, результат образования.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели.
Образовательные цели — это ожидаемые результаты, которых с помощью сложившейся системы образования стремится достичь данное общество в настоящее время и в ближайшем будущем. В современных условиях при отборе целей обычно учитывается как социальный запрос государства и общества, так и интересы индивида.
Различают внешнюю и внутреннюю цели образования. Внешняя состоит в развитии и жизнеобеспечении общества в целом. Внутренняя — в развитии личности каждого члена общества.
На основе анализа общечеловеческой культуры содержание образования следует понимать как совокупность:
системы знаний о природе, обществе, человеке;
опыта осуществления различных способов деятельности;
опыта творческой деятельности по решению новых проблем;
опыта ценностного отношения к миру.
В образовательном учреждении содержание образования представлено в виде деятельности преподавателя и обучаемого, конкретизировано в учебном плане. Содержание каждой дисциплины аккумулируется в программах, в соответствии с которыми разрабатываются учебники, учебные и методические пособия.
Виды образования
Основаниями для их выделения являются:
тип научных знаний — биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое и др.;
тип доминирующего содержания образования — теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественно-научное и др.;
вид освоения человеческой деятельности — музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское и др.;
тип освоения культурных ценностей человеческого общества — классическое, художественно-эстетическое, религиозное и др.;
масштаб освоения культурных ценностей — национальное, европейское, международное, глобальное и др.;
тип образовательной системы — университетское, академическо-гимназическое и др.
сословный признак — элитарное и массовое;
тип преобладания направленности содержания образования — формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно-научное, общее, начальное и высшее профессиональное и пр.
уровень образования — начальное, базовое, общее среднее, не полное высшее, высшее.
К способам получения образования в мировой и отечественной практике относят:
дневную и вечернюю формы обучения в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов;
экстернат, т.е. самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении;
дистанционное обучение через компьютерную сеть с использованием обучающих программ;
заочная форма обучения, осуществляемая путем переписки или с помощью отдельных консультаций у преподавателей и предусматривающая сдачу экзаменов при конкретном заведении.
Формами организации образовательного процесса являются:
урок (35 или 45 мин.) — основная форма обучения в школе;
лекция (90 или 120 мин., с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;
семинар — практическое занятие всей учебной группы;
лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники и специальной аппаратуры, проведением эксперимента;
учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и т.д.;
групповые или индивидуальные консультации по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся.