Образование как социокультурный феномен. Современные тенденции развития образования
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Являясь социокультурным феноменом и выполняя социокультурные функции, образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер, так и общества в целом. Для развития современной системы образования характерен ряд тенденций: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Согласно образовательной функции воспроизводства образование в обществе рассматривается как отрасль социальной практики, в которой реализуется передача подрастающему поколению культурно-исторического опыта.
Образование в обществе реализует две основные функции:
воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);
развития (общества, личности).
Сфера образования является также механизмом развития личности, общества в целом. Этот механизм развития реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни в постоянно меняющейся ситуации, инновационной деятельности путем развития мышления, сознания личности.
Многие исследователи выделяют две группы универсальных способностей:
способность действовать в уникальных ситуациях;
способность к общению, продуктивной кооперации и сотрудничеству.