Общение, его функции и средства
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Функции общения — это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.
Функции общения:
Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем.
Побудительная функция — стимуляция активности партнеров для организации совместных действий.
Интегративная функция — функция объединения людей.
Функция социализации — общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам.
Координационная функция — согласование действий при осуществлении совместной деятельности.
Функция понимания — адекватное восприятие и понимание информации.
Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.
Аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.
Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.
Вербальные средства общения — слова с закрепленными за ними значениями.
Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.
Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
монологическую речь — речь, которую произносит один человек.
Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.
Невербальные средства общения — знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее.
С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:
Визуальные средства:
кинестетические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;
направление взгляда и визуальный контакт;
выражение лица;
выражение глаз;
поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т.д.);
дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
кожные реакции (покраснение, испарина);
вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.).
Акустические (звуковые):
связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);
не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.).
Тактильные — связанные с прикосновением:
физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).