Общение, его функции и средства

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Функции общения Средства общения Вербальные средства общения Устная речь Письменная речь Невербальные средства общения Визуальные средства Акустические (звуковые) Тактильные — связанные с прикосновением
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Функции общения — это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. 

Функции общения:

  1. Информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем.

  2. Побудительная функция — стимуляция активности партнеров для организации совместных действий.

  3. Интегративная функция — функция объединения людей.

  4. Функция социализации — общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам.

  5. Координационная функция — согласование действий при осуществлении совместной деятельности.

  6. Функция понимания — адекватное восприятие и понимание информации.

  7. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

  8. Аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным. 

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные. 

Вербальные средства общения — слова с закрепленными за ними значениями.

Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. 

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на: 

  1. диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника; 

  2. монологическую речь — речь, которую произносит один человек. 

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова. 

Невербальные средства общения — знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее.

С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся: 

  1. Визуальные средства: 

    • кинестетические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке; 

    • направление взгляда и визуальный контакт; 

    • выражение лица; 

    • выражение глаз; 

    • поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т.д.); 

    • дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); 

    • кожные реакции (покраснение, испарина); 

    • вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.).

  2. Акустические (звуковые): 

    • связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте); 

    • не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.). 

  3. Тактильные — связанные с прикосновением: 

    • физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.); 

    • такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).