... > Психология и педагогика > Обучение. Развитие. Научение

Обучение. Развитие. Научение

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Обучение Результат обучения Связь обучения и развития человека Соотношение обучения и развития научение учение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Обучение — целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

Всегда предполагается взаимодействие учителя и ученика. Результат обучения — не простой прирост знаний, умений и навыков, а изменение мышления.

Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что: само развитие есть сложное инволюционно–эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке; развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

Соотношение обучения и развития.

Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса. Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (бихевиористы), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно другой, развитие создает возможности — обучение их реализует, или, другими словами, «обучение идет в хвосте развития». В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Выготским. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Из основополагающего тезиса Л.С. Выготского следует, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие.

Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта, является научение. Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно–исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной). При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.