Обучение как общественное явление
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Обучение — это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности.
Сущность обучения
Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношении, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.
Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе.
Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.
Обучение зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации отборе содержания материала для различных социальных групп, подборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием.
Функции обучения
Социальная, педагогическая, психологическая сущность обучения наиболее полно и ярко проявляется в его функциях.
Среди них на первом месте наиболее существенная — формирование у людей знаний, навыков и умений. В ходе ее реализации у индивидов формируются и закрепляются основные необходимые для всех случаев жизни и деятельности знания, навыки и умения.
Второй функцией обучения является формирование мировоззрения человека. Оно формируется у детей и взрослых объективно, постепенно, по мере обобщения знаний, позволяющих судить об окружающем мире.
В неразрывной связи с предыдущими функциями находится функция развития личности и самостоятельного мышления. Развитие человека есть количественный и качественный рост его физических, физиологических и психических характеристик, среди которых выделяют прежде всего интеллектуальные.
Большое значение имеет и профориентационная функция обучения. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессиональной деятельности, формируется интерес к ней.
Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует человека на активное участие в производстве и общественных отношениях, готовит к практической деятельности, нацеливает на постоянное совершенствование своей политехнической, профессиональной, общеобразовательной в целом подготовки.
Функция креативности нацеливает личность на непрерывное развитие ее всесторонних качеств.