Организационная структура группы, коммуникации в организации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В зависимости от вида подразделений и от характера связей между ними, в организациях существуют различные организационные структуры.
Организационная структура — это совокупность органов управления в организации вместе с горизонтальными и вертикальными связями между ними.
Различают два типа организационных структур: бюрократическую и небюрократическую. Для первого типа структуры характерен высокий уровень специализации работы, централизованное управление, жесткие нормы и правила подчинения. Для небюрократических структур характерно децентрализованное управление, когда право принятия решения частично передается вниз, в том числе и отдельным работникам.
Кроме организационных структур, в организациях существуют также социально-демографические и профессионально-квалификационные структуры, представляемые соответствующими структурными группами.
Социально-демографическую структуру составляют группы по полу, возрасту, национальности, религиозной принадлежности и т.п., имеющие свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать в процессе управления.
Профессионально-квалификационная структура организации может быть представлена такими группами, как рабочие, специалисты среднего звена, инженерно-технические работники, управленческий персонал, а также работники со средним и высшим образованием, малоквалифицированные, высококвалифицированные и т.п.
Коммуникация — это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.
Чтобы коммуникации были успешными, необходимы обратные связи о том, как ее участники воспринимают и понимают друг друга, как относятся к решаемым проблемам.
Коммуникационный процесс в организации имеет два аспекта. Во-первых, он присутствует на всех ее уровнях и во всех структурах, в том числе и не связанных непосредственно с руководителем. Во-вторых, коммуникация — это непосредственная практика контактов руководителя с отдельными подчиненными, их группами, структурными подразделениями организации.
По признаку ориентации эту сложную совокупность коммуникационных процессов подразделяют на внешнеорганизационные и внутриорганизационные, вертикальные и горизонтальные, нисходящие и восходящие коммуникации.
В организациях различают также формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) каналы коммуникаций.