Основные источники формирования и эволюция предмета психологии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Основу психологии изначально формировали житейские наблюдения. Так продолжалось до зарождения философского мышления, когда человек впервые выделил себя из окружающей среды.
1 этап — психология, как наука о душе.
> 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления. Первое представление о психике носило анимистический характер. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы. Он выделил растительную, животную и человеческую душу. растительная — холодная, нет прогресса; животная — эмоции и чувства; человеческая — способна к самоанализу, отсюда воля, ответственность за поступки, способность к накоплению опыта.Три вида души состоят из особой энергии, человеческая — огненная, дающая силу творчества и поиска.
Если эту концепцию переложить на современный язык, то психика животных на 90% состоит из врожденных рефлексов, что осложняет процесс усвоения новой информации и ее систематизации. Психика человека практически свободна от врожденных безусловных рефлексов.
Платон разработал идеалистическую концепцию души, душа идеальна, нематериальна, т.е. в мире существует какой-то идеальный разум и человек способен подключаться к нему всем своим телом.
Демокрит. Психика— материальна, душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы тела. Познание мира происходит через органы чувств.
2 этап — психология, как наука о сознании.
Возникает в 17в. в связи с развитием естественных наук.
Сознание — способность думать, чувствовать, желать. Основной метод изучения — наблюдение человека за самим собой. Были заложены методологические предпосылки наученого понимания психики и сознания.
Декарт — животные не обладают душой, т.к. не обладают сознанием, их поведение — рефлекс на воздействие извне. Человек обладает сознанием благодаря речи и возможности выделять собственный внутренний мир.
Джон Локк — в разуме человека нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Атомистическое строение сознания — сознание можно разложить на элементраные единицы (психические явления). Впервые выдвинул теорию о социальном влиянии на формирование психики(ребенок рождается с чистым разумом).
3 этап — психология, как наука о поведении.
20в. Задача — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть — поведение, поступки, реакция (мотивы не учитывались). Были разработаны и научно обоснованы методы исследования психологии, введено понятие о рефлексах (Павлов), более глубоко изучены физилогические механизмы психики (Рубенштейн, Леонтьев, Фрейд, Перлз).
В психиатрии были использованы методы безлекарственного воздействия на психику. Основное место заняло исследование поведения (Пирогов, Уотсон). Основой изучения поведения послужило исследование рефлексов. Уотсон — гештальтпсихология — теория стимула и реакции, всё поведение человека — условные и безусловные рефлексы одного уровня.
4 этап — психология, как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Объект психологии — до 18в — душа, 18–19 — поведение, 19–21 — психические явления.