... > Психология и педагогика > Основные категории педагогики....

Основные категории педагогики. Методы педагогического исследования

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Развитие человека Воспитание Образование Обучение Методы педагогического исследования
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.

Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.

 В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

Методы педагогического исследования:

  • Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

  • Изучение опыта – организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

  • Изучение ученического творчества – домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества.

  • Беседы – отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

  • Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

  • Тест – обследование , проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. 

Методы изучения воспитания, массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование).