Основные категории педагогики (образование, обучение, воспитание, развитие)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Общенаучные категории — развитие, формирование.
В широком социальном смысле воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
В педагогике понятие часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».
Воспитание содержит элементы и воздействия, и руководства формированием личности. Однако личность развивается только тогда, когда она включается в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и проявляет в этой деятельности достаточную активность. Но тогда под воспитанием следует понимать целенаправленный процесс организации и стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению различными сторонами общественного опыта: знаниями в различных сферах жизни, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. (И.Ф. Харламов).
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН).
Обучение и воспитание направлены на развитие личности.
Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в личности.
Развитие имеет несколько направлений :
анато-физиологическое — развитие организма личности (вес, рост, сила мышц и т.д.);
психическое развитие личности (мышление вначале — наглядно-действенное, затем — наглядно-образное, логическое);
социальное развитие — это изменение поведения, отношений детей. Какую роль в обществе может занять личность, показывает социальное развитие.
Саморазвитие — активность человека по изменению себя.
Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.
К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «воспитательная система» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, мы рассмотрим их смысл в контексте изучения последующих тем данного пособия.