... > Психология и педагогика > Основные категории педагогики...

Основные категории педагогики (образование, обучение, воспитание, развитие)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Категория Воспитание Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле Обучение Образование как процесс Образование как результат Образование как система Развитие имеет несколько направлений Формирование Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить
Основные категории педагогики (образование, обучение, воспитание, развитие)

Категория — это суждение, определение. Это наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.

К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Общенаучные категории — развитие, формирование.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. 

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике понятие часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Воспитание содержит элементы и воздействия, и руководства формированием личности. Однако личность развивается только тогда, когда она включается в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и проявляет в этой деятельности достаточную активность. Но тогда под воспитанием следует понимать целенаправленный процесс организации и стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению различными сторонами общественного опыта: знаниями в различных сферах жизни, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. (И.Ф. Харламов).

Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН).

Образование как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также — в результате самообразования — системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат — достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Обучение и воспитание направлены на развитие личности.

Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в личности.

Развитие имеет несколько направлений:

  1. анато-физиологическое — развитие организма личности (вес, рост, сила мышц и т.д.);

  2. психическое развитие личности (мышление вначале — наглядно-действенное, затем — наглядно-образное, логическое);

  3. социальное развитие — это изменение поведения, отношений детей. Какую роль в обществе может занять личность, показывает социальное развитие.

Саморазвитие — активность человека по изменению себя.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «воспитательная система» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, мы рассмотрим их смысл в контексте изучения последующих тем данного пособия.

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка