... > Психология и педагогика > Основные научные категории...

Основные научные категории педагогики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

основные категории педагогики Образование Цели образования Обучение Педагогическая деятельность Конструктивная деятельность Педагогический процесс Педагогическое взаимодействие Педагогические технологии
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Выделяют следующие основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. В зависимости от исторического периода, той или иной теоретической концепции в эти понятия вкладывалось разное содержание.

Образование — это и процесс, и результат усвоения человеком опыта, накопленного обществом в ходе исторического развития.

Цели образования заключаются во внесении желательных изменений в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. Таким образом, в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Освоение системы ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих интересам индивида и общественным ожиданиям, накопление опыта эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям дают человеку возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, а с другой — поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.

Обучение — это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности.

В качестве основной категории педагогики обучение рассматривается как:

  • Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта посредством организации усвоения учащимися научных знаний и способов деятельности. 

  • Совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие учащегося, его образование и воспитание. 

  • Педагогически обоснованные формы общения и взаимодействия преподавателя и учащихся, направленные на достижение целей образования. В элементарной форме отношение проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. В системе дидактических отношений ученик выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю.

Педагогическая деятельность — один из видов профессиональной деятельности, направленной на реализацию целей образования. К основным видам педагогической деятельности относятся обучение и воспитание.

В структуре педагогической деятельности принято выделять три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организационный и коммуникативный.

Конструктивная деятельность включает в себя три части:

  • конструктивно-содержательную (планирование и построение всего педагогического процесса, в том числе отбор и сочетание учебного материала);

  • конструктивно-оперативную (планирование действий как собственных, так и учащихся);

  • конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

В педагогическом процессе реализуются цели образования, и воспитания в условиях педагогической системы. Эффективность педагогического процесса диктуется наличием постоянной обратной связи, позволяющей своевременно получить информацию о соответствии результатов планировавшимся задачам.

Педагогическое взаимодействие, относящееся к одним из ключевых понятий педагогики, в то же время рассматривается и как научный принцип, лежащий в основе воспитания.

Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности учащегося. 

Педагогические технологии — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. 

К важнейшим чертам технологий обучения относят:                          

  • разработанность диагностично поставленных целей обучения, 

  • ориентированность всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей;

  • наличие оперативной обратной связи, оценки текущих (по типу «усвоил — не усвоил») и итоговых результатов, которые обязательно разъясняются каждому ученику;

  • воспроизводимость обучающих процедур, т.е. возможность их повторения любым преподавателем.