Основные педагогические теории
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Основные педагогические концепции: прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.
Прагматизм — философско-педагогическое направление, выступающее за сближение, воспитание жизнью, достижению к цели воспитания практической деятельностью. Представители: Пирс, Джемс — педагоги 19 века. Их последователем был Дьюи — американский педагог, предложил систему инструментализма.
В основе этой системы: школа не должна быть оторвана от жизни, и в учебно-воспитательном процессе опираться на активность учеников, воспитание и обучение проходит в процессе выполнения конкретных практических дел. Дети в процессе конкретных дел учатся работать вместе, преодолевать разногласия.
Минусы этой концепции: снижение качества обучения и воспитания.В 70-х годах 20 века произошел пересмотр классического прагматизма в рамках неопрогматизма, воспитание сводилось к самоутверждению личности. Представители: Маслоу, Комбс. Усиливается индивидуалистическая направленность воспитания.
Неопозитивизм — характеризуют как новый гуманизм. Хольберг, согласно которого воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, поскольку социальная жизнь в условиях научно-технического процесса, нуждается в рациональном мышлении, а не в идеологии. Выступали против комформизма, манипулирования поведения личности, необходимо создать условия для её свободного самовыражения, чтоб предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения.
Экзистенциализм — признаёт личность высшей ценностью мира, личность неповторима и уникальна. Каждый человек носитель своей нравственности. Теория воспитания не имеет объективных закономерностей, поскольку у человека субъективное видение мира. Представители: Польнов, Морито.
Неотомизм — учение католического богослова Ф. Аквинского. Существует объективная реальность , зависимая от воли Бога. Мир — это воплощение божественного разума, а теология — высшая ступень познания. Маритен Казотти — в основе лежит то, что человек подчиняется законам природы и общества, как личность обладает бессмертной душой, возвышается над всем живым, воспитание — задача религии.
Бихеовирзм — наука о поведении. Эта концепция отстаивает позиции: необходимо использовать современные мирты исследования интересов, способностей, факторов, определяющих поведение. Человеческое поведение — управляемый процесс. Оно обусловлено стимулами и требует положительного подкрепления. Согласно Скиннеру современное общество должно опираться на рациональное мышление.
Для этих концепций характерно:
цель воспитания;
христианская нравственность;
воспитание по схеме: стимул, реакция, подкрепление;
сближение воспитания с жизнью;
предел воспитания соответствует требованиям постиндустриального общества;
в основе воспитания лежат интересы ребёнка;
полная гуманизация системы воспитания;
свобода самовыражения личности;
человек есть то, что он сам из себя делает;
воспитание веры в Бога;
развитие человеческого «Я»;
воспитание души;
развитие активности и самодеятельности;
сохранение самобытности.